Mountain climbing school

 or 
all events
+7 926 233 3300 (whatsapp)
+44 793 7973396 (whatsapp)
 info@alexclimb.com

FAQ

Which airfield is located on Mount Elbrus?

Mount Elbrys mysteries. 

An interesting fact is that people asking a question about which airfield is located on Elbrus usually mean not active landing area for aircraft (by the way, there are many helipads in Elbrus region, but there are no airdromes), but a place associated with aviation only with its name. I'll try to tell this story, which excites the imagination of mountain lovers, prone to collecting legends and strange unexplained facts.

Not a single peak of Caucasus is shrouded in such a dense veil of secrets and mysteries as the two-headed Elbrus. Many stories are connected with this mountain, some of them are completely invented, some are based on real events, and some stories just have no logical explanation. It is not surprising that Elbrus is so closely connected with local and tourist folklore - this mountain, which is visible from all over the Caucasus, at all times inspired the bold people for feats, poets - for composing ballads, storytellers - for creating fantastic images.

Mysteries of Mount Elbrus, German Airfield

Regardless of whether you are a skeptic or a dreamer, no one can deny the fact that many strange and inexplicable incidents occur on the slopes of Elbrus. For example, the number of missing people at this mountain - a lot of disappearances were not disclosed, and the victims were not found. The reason for that can be explained by the specifics of the relief - numerous deep crevasses, which are a mortal threat to anyone who goes astray and loses track on the glacier. Or repeated instances of the unexplained death of groups of tourists who run away from the tents in panic and were found frozen not far from the abandoned camp. Or cases of very strange behavior or complete insanity of people while climbing Mount Elbrus - this may partly be due to the influence of a lack of oxygen, but there may be other, less obvious reasons.

Among the unexplained legends of Elbrus there is the story of the “German airfield”.

The legend of the “German airfield” is connected with the period of World War II, when the Hitler army tried to seize the resources of Caucasus - the Baku oil fields, the Tyrnauz mines, where tungsten and molybdenum were mined. At that time, there was a battle over the passes of the main Caucasus, while on the northern slope of Elbrus it was quite calm. German military climbers, after fighting on the southern slope, occupied Shelter 11 and hoisted fascist flags on the both summits of Elbrus. There are few witnesses of these events, because the local Balkar people, immediately after the liberation of the Caucasus by Soviet forces, were subjected to repression and were almost completely deported to Central Asia. This tragedy of a whole Balkar nation, superimposed on the horrors of the occupation, left few opportunities for vague rumors and conjectures to be remembered.

Nevertheless, among local residents and tourists there is a legend that during the World War II, on the northern slope of Elbrus, strange activity of German aircraft was observed, which allegedly did repeated landings here. According to this legend, priests of some mystical cults were brought to Mount Elbrus to conduct very strange rites. Perhaps they tried to find a way to the mysterious mountain country of Shambhala or to open the door to another dimension.

Mysteries of Mount Elbrus, German Airfield

Despite the fact that there is no documentary evidence, the legend says that there were Tibetan lamas in the Caucasus. It is completely incomprehensible where the Germans could take these lamas - Tibet was very far beyond the activity of Germany during the Second World War. Nevertheless, the outbursts of folk fantasy painted a picture of almost global occult meaning. In deep secrecy, the Reich leadership sought mystical Shambhala and the keys to governing the world through the use of subtle matters. They had high hopes in their search for the highest mountain in Europe - Elbrus - after all, the slopes of this volcano have unconditional energy anomalies. This is definitely a real fact - magnetic devices behave strangely on Elbrus and inexplicable disappearances of people are observed... So, Hitler's secret plan was to control the energy flow of Elbrus and use it to gain access to control the course of world processes. For this, special equipment and personnel were delivered by special planes. Under the veil of secrecy and tight guard, some experiments and strange rites were carried out. After which there remained some rock pyramids in mysterious order and obscure metal structures.

Mysteries of Mount Elbrus, German Airfield

Being once in the Elbrus region, I was analyzing the post-war archives preserved in a private collection, and occasionally I stumbled upon a record of a story that has nothing to do with the German airfield, but nevertheless bears a hint of inexplicable mystery. During active hostilities in the Caucasus in the summer of 1942, the 2nd Romanian Mountain Division, after fighting in the area of Köndelen village, was forced to retreat towards Zayukovo lower along the Baksan Gorge. A brigade of 20 fighters was allocated for reconnaissance of the vicinity of the "910 height" and to search for a possible counter-offensive operation from the northern flank. No one from this brigade did return to the place of deployment and no signs of their death were found in the reconnaissance area. They just disappeared. Since then, many similar stories have occurred on Elbrus, but for some reason it seems to me that this particular story can be associated with the mysterious aircraft, which, according to rumors, visited the northern side of Elbrus in those hot days of August 1942.

How does a legend appear? I think for this, one insignificant fact and the presence of people with a rich imagination is enough - this can explain a lot of beautiful tales that have never been connected with reality. Regarding the “German airfield”, it can be assumed that fascists really tried to open or even have opened the gate to another dimension. Or maybe they just landed there in order to equip this site for a reserve or auxiliary airfield to support combat units on the southern slope, where the German troops were fighting Soviet mountain units.

Mysteries of Mount Elbrus, German Airfield

Now we cannot find the answer to this question. So, let everyone believe that he likes more! And the German airfield is a really strange place. A completely flat area of natural origin is located at an altitude of 2850 meters, its coordinates are 43 ° 25'44.89 "N, 42 ° 29'19.60" E. Many thousands of years ago, it was left behind by a glacier retreating along the slope of Elbrus. The dimensions of the "German airfield" are approximately 700x300 meters - this is quite enough for landing or take-off of a medium-sized aircraft. Several piles of rocks in the corners could well serve as landing points. But the iron pole in the middle is from the post-war Soviet era. It served to measure how deep is the snow cover and conduct meteorological studies.

Sometimes, on cloudy evenings, you can see that the fog above this "airfield" is arranged in concentric circles - this phenomenon has been noted more than once by tourists spending the night nearby. Perhaps this is due to the aerodynamic specifics of this place. Or maybe these are the ghosts of the missing brigade of Romanian mountain rangers who still roam in a circle, trying to find their path in the mountains and return to their base as they got lost in August 1942.

Mysteries of Mount Elbrus, German Airfield

In fact, it seems to me that there is little romance in the fact that people disappear or die under strange circumstances, or commit obscure acts that they would never have committed in their normal life. So, the practical benefit of all the above-stated, may be that it reveals to us the real nature of the mountain, which, like a magnet, attracts lovers of all kinds of adventures. If you approach the issue carefully, it will become clear that the highest mountain in Europe is predatory and unkind in its nature - anyway, all the legends about this mountain are more sad than romantic. So, in order not to become a hero of one more Elbrus story, you need to be careful and consistent in actions, not to overestimate your strength nor experience, not to trust the apparent accessibility and easy look of the mountain - do not forget that many of those who have already fallen into this trap forever stayed with Elbrus and added to the long list of his secrets and victims.

Text — Alexey Trubachev, founder of the MCS AlexClimb mountaineering and climbing school.

Other related questions:

Our Principles

AlexClimb Rule #1 - Safety First

From the very beginning of our activity, here nearly 16 years, the first Principle of work of School of mountaineering and rock-climbing of MCS AlexClimb is the Safety Priority. On the basis of this Principle all process of training is based, all programs and rounds are developed and carried out only within this main principle. We consider that at professional approach to development of programs, at personal discipline and correctly put motivation - occupations by mountaineering and rock-climbing are COMPLETELY safe. And from the return - all troubles and accidents in our sport come from nonprofessionalism, from ignorance or neglect by elementary standards of safety, from irrational motivation, from revaluation of own forces and opportunities. All these prerequisites we COMPLETELY EXCLUDE in our work - ours Rock-climbing, Ice climbing and Mountaineering are based on one Principle - the Safety Priority. In rock-climbing, mountaineering and ice climbing, the Priority of Safety of MCS AlexClimb-is your personal security and comfort irrespective of, than we are engaged - we train muscles and we work technology of the movement in the sports hall and on the rock climbing wall, we make the way through snowstorm to top or we relax on golden sand of the Caribbean beach after hot day of trainings on rocks. The Safety priority - the main credo of School of mountaineering and rock-climbing of MCS AlexClimb.

AlexClimb Rule #2 - Leave No Trace

Closely interacting with Nature, working with the active programs in mountains, woods, lakes and rivers, we perfectly understand the importance of carefull and respectfull bahavior towards the Nature, for its resources. From the very beginning of our outdoor-activity we adopted rules of  Leave No Trace technique - the standard of behavior of the person accepted in all the civilized world in relation to environment and especially - to the wild nature. After all on the relation of people to the nature near which they exist, itself can draw dalekoidushchy conclusions on the relation of these people to... Where and as we didn't travel - we don't reserve any garbage, we try to reduce whenever possible our influence on environment to a minimum. We clear earlier zagryazyonny tourist parking of the left garbage, we take out and we take out to utilization places that to us other people left there. We consider that only thus, at personal individual consciousness of each citizen, each tourist, climber or autotraveller, we will be able to keep the nature surrounding us in its state, natural, suitable for life, - in it pledge of the healthy future for ourselves and our children.

AlexClimb Rule #3 - Sober Concious

The position of AlexClimb Mountain and rockclimbing School regarding healthy lifestyle is quite clear - we consider that only sober consciousness is capable to fill sincere emotions,  to sympathize, to enjoy life in all its variety. Bright various enjoyable life is possible only on condition of keeping the absolute sobriety and purity of consciousness. Any way of obscuring our perception of reality is intended to do harm to our consciousness and bring harm to our physical health, to replace the true values by false ones, to destroy us physically - to turn us into flabby, weak, senseless, gray herd with empty hazy eyes. We don't force anybody to our point of view, everyone has a God's gift of making his own choice and to destroy himself if that is what he wants... But in AlexCilimb Mountain Climbing School we accept quite certain and very simple set of rules: neither alcohol, nor drugs.
X

Оферта

Школа альпинизма и скалолазания

 или 
все мероприятия
+7 926 233 3300 (whatsapp)
+44 793 797 3396
 info@alexclimb.com

FAQ

Какой аэродром находится на Эльбрусе?

Тайны склонов Эльбруса – «Немецкий аэродром»

Интересный факт – люди, задающие вопрос о том, какой аэродром находится на Эльбрусе, обычно имеют ввиду не действующую площадку для посадки самолётов (кстати, в Приэльбрусье много вертолётных площадок, но нет аэродромов), а место, связанное с авиацией только своим названием. Попробую и я рассказать эту историю, которая будоражит фантазию любителей гор, склонных к собиранию легенд и странных историй.

Ни одна вершина Кавказа не окутана такой плотной завесой тайн и загадок как двуглавый Эльбрус. Множество историй связано с этой горой, часть из них полностью выдумана, часть основана на реальных событиях, а некоторые истории просто не имеют никакого логического объяснения. Нет ничего удивительного в том, что Эльбрус настолько тесно связан с местным и туристическим фольклором – эта гора, которую видно со всего Кавказа, во все времена вдохновляла смелых на подвиги, поэтов – на сочинение баллад, сказочников – на создание фантастических образов.

Тайны склонов Эльбруса

Независимо от того, скептик вы или фантазёр, нельзя отрицать тот факт, что на склонах Эльбруса происходит много странных и необъяснимых происшествий. Например, количество пропавших людей на этой вершине – очень многие исчезновения так и не раскрыты, а жертвы – не найдены. Причину этого можно объяснить спецификой рельефа - многочисленными глубокими трещинами, представляющими смертельную угрозу для любого, кто собьётся с пути и потеряет тропу на леднике. Или неоднократные случаи необъяснимой гибели групп туристов, в панике разбегавшихся из палаток и найденных замёрзшими недалеко от оставленного лагеря. Или случаи очень странного поведения или полного помешательства людей во время восхождения на Эльбрус – частично это может быть связано с влиянием недостатка кислорода, но могут быть и другие, менее очевидные причины.

Среди необъяснимых легенд Эльбруса есть история о «Немецком аэродроме».

Легенда о «Немецком аэродроме» связана с тем периодом Второй мировой войны, когда гитлеровская армия пыталась овладеть ресурсами Кавказа – Бакинскими месторождениями нефти, Тырнаузскими шахтами, где добывали вольфрам и молибден. В то время шла битва за перевалы главного Кавказа, при этом, на северном склоне Эльбруса было достаточно спокойно. Немецкие военные альпинисты, после боёв на южном склоне, заняли Приют 11 и водрузили фашистские флаги на вершинах Эльбруса. Свидетелей этих событий осталось мало, потому что местные жители - балкарский народ, сразу после освобождения Кавказа, подвергся репрессиям и был практически полностью депортирован в Среднюю Азию. Эта трагедия целого народа, наложилась на ужасы оккупации, оставила мало возможностей для того, чтобы в памяти сохранились смутные слухи и домыслы.

Тем не менее, среди местных жителей и туристов есть легенда о том, что во время Великой Отечественной войны, на северном склоне Эльбруса наблюдали странную активность немецких самолётов, которые, якобы, совершали здесь неоднократные посадки. Согласно этой легенде, на Эльбрус привозили служителей каких-то мистических культов, для проведения не менее странных обрядов. Возможно, здесь пытались найти путь в таинственную горную страну Шамбала или приоткрыть дверь в другое измерение.

Тайны склонов Эльбруса, Немецкий аэродром

Несмотря на то, что нет каких-либо документальных подтверждений, легенда гласит о присутствии на Кавказе Тибетских лам. Совершенно непонятно, где немцы могли взять этих лам – Тибет находился очень далеко за пределами активности Германии во время второй Мировой. Тем не менее, порывы народной фантазии нарисовали картину практически глобального оккультного смысла…. В глубокой тайне, руководство Рейха занималось поисками мистической Шамбалы и ключей к управлению миром, через использование тонких материй. Большие надежды в своих поисках они возлагали на самую высокую гору Европы – Эльбрус – ведь склоны этого вулкана обладают безусловными энергетическими аномалиями. Это действительно реальный факт - здесь странно ведут себя магнитные приборы и наблюдаются необъяснимые исчезновения людей… Так вот, секретным планом Гитлера было овладеть энергетическим потоком Эльбруса и с его помощью получить доступ к управлению течением мировых процессов. Для этого, специальными самолётами было доставлено необходимое оборудование и персонал. Под завесой тайны и плотной охраной проводились какие-то эксперименты и странные обряды. После которых остались разложенные в загадочном порядке каменные пирамидки и непонятные металлические конструкции.

Тайны склонов Эльбруса, Немецкий аэродром

Однажды в Приэльбрусье, разбирая чудом сохранившиеся в частной коллекции архивы послевоенных лет, я наткнулся на запись истории, которая никак не связана с Немецким аэродромом, но, тем не менее, несёт на себе оттенок необъяснимой тайны. Во время активных боевых действий на Кавказе летом 1942 года, 2я Румынская горная дивизия, после боёв в районе села Кёнделен, была вынуждена отступить в сторону Заюково ниже по Баксанскому ущелью. Бригада разведчиков в составе 20 бойцов была выделена для разведки окрестностей «высоты 910» и для поиска возможного варианта контрнаступления с северного фланга. К месту дислокации бригада не вернулась в полном составе и никаких признаков их гибели в районе разведки найдено не было. Они просто исчезли. С тех пор на Эльбрусе произошли многие подобные истории, но почему-то мне кажется, что именно эта история может быть связана с таинственными самолётами, которые, по слухам, посещали северную сторону Эльбруса именно в те горячие дни августа 1942 года.

Как появляется легенда? Думаю, что для этого достаточно одного малозначительно факта и наличия людей с богатой фантазией – этим можно объяснить очень многие красивые сказки, которые никогда не имели связи с реальностью. Относительно «Немецкого аэродрома» можно предположить, что там действительно пытались открыть, или даже открыли ворота в другое измерение. А может быть там совершили посадку для того, чтобы оборудовать эту площадку под запасной или вспомогательный аэродром для поддержки боевых частей на Южном склоне, где велись бои.

Тайны склонов Эльбруса, Немецкий аэродром

Сейчас мы не сможем найти ответ на этот вопрос. Так что, пусть каждый верит в то, что ему больше нравится! А «Немецкий аэродром» - место действительно странное. Совершенно ровная площадка естественного происхождения расположена на высоте 2850 метров, координаты 43°25'44.89"С, 42°29'19.60"В. Многие тысячи лет назад её оставил после себя отступающий по склону Эльбруса ледник. Размеры «Немецкого аэродрома» примерно 700х300 метров – этого вполне достаточно для посадки и взлёта самолёта средних размеров. Несколько кучек камней по углам вполне могли служить посадочными ориентирами. А вот железный шест посередине – это уже послевоенная советская эпоха. Он служил для измерения толщины снежного покрова и проведения метеорологических исследований.

Иногда, пасмурными вечерами можно видеть, что туман над этим «аэродромом» располагаются концентрическими кругами – это явление не раз отмечали туристы, ночующие неподалёку. Возможно, это связано с особенностями аэродинамики этого места. А может – это призраки той самой пропавшей бригады румынских горных егерей, которые до сих пор бродят по кругу, заблудившись в горах и не вернувшись к месту базирования в августе 1942 года.

Тайны склонов Эльбруса, Немецкий аэродром

Вообще то, как мне кажется, мало романтики в том, что живые люди пропадают, погибают при странных обстоятельствах, или совершают непонятные поступки, которые они никогда бы не совершили в нормальной жизни. Так что, практическая польза от всей, изложенной выше небывальщины может быть в том, что она раскрывает нам настоящий характер горы, которая как магнит притягивает любителей всяких приключений. Если подойти к вопросу внимательно, то станет понятно, что самая высокая гора Европы имеет хищный и недобрый характер – так или иначе, все легенды об этой горе более печальны чем романтичны. И, чтобы не стать героем ещё одной Эльбрусской истории, нужно быть осторожным и последовательным в действиях, не переоценивать свои силы, не доверять кажущейся «простоте» и «доступности» горы – не забывайте, что в эту ловушку уже попали многие из тех, кто навсегда остался с Эльбрусом и пополнил длинный список его тайн и жертв.

Текст — Алексей Трубачев, основатель Школы альпинизма и скалолазания MCS AlexClimb.

Другие вопросы по теме:

Наши принципы

Правило AlexClimb #1 - Приоритет Безопасности

С самого начала нашей деятельности, вот уже почти 16 лет, первым Принципом работы Школы альпинизма и скалолазания MCS AlexClimb  является Приоритет Безопасности. На основе этого Принципа строится весь процесс обучения, все программы и туры разрабатываются и проводятся исключительно в рамках этого главного Принципа. Мы считаем, что при профессиональном подходе к разработке программ, при личной дисциплине и правильно поставленной мотивации - занятия альпинизмом и скалолазанием ПОЛНОСТЬЮ безопасны. И от обратного - все неприятности и аварии в нашем виде спорта происходят от непрофессионализма, от незнания либо пренебрежения элементарными нормами безопасности, от нерациональной мотивации, от переоценки собственных сил и возможностей. Все эти предпосылки мы ПОЛНОСТЬЮ ИСКЛЮЧАЕМ в нашей работе - наши Скалолазание, Ледолазание и Альпинизм основаны на одном Принципе - Приоритете Безопасности. В скалолазании, альпинизме и ледолазании, Приоритет Безопасности MCS AlexClimb- это Ваша личная безопасность и комфорт, независимо от того, чем мы занимаемся - тренируем мышцы и отрабатываем технику движения в спортзале и на скалодроме, пробиваемся сквозь пургу к вершине или расслабляемся на золотистом песке Карибского пляжа после жаркого дня тренировок на скалах. Приоритет Безопасности - основное кредо Школы альпинизма и скалолазания MCS AlexClimb. 

Правило AlexClimb #2 - Не Оставляй Следов

Вплотную взаимодействуя с природой, проводя активные программы в горах, лесах, на реках и озёрах, мы прекрасно понимаем важность береженого и уважительного отношения к природе, к её ресурсам. С самого начала нашей outdoor-деятельности мы взяли на вооружение технику Leave No Trace - принятую во всём цивилизованном мире норму поведения человека по отношению к окружающей среде и особенно - к дикой природе. Ведь по отношению людей к природе, рядом с которой они существуют, можно сделать далекоидущие выводы об отношении этих людей к самим себе... Где бы и как мы не путешествовали - мы не оставляем за собой никакого мусора, стараемся по возможности сократить наше влияние на окружающую среду до минимума. Мы очищаем ранее загрязённые туристические стоянки от оставленного мусора, выносим и вывозим к местам утилизации то, что до нас там оставили другие люди. Мы считаем, что только таким образом, при личной индивидуальной сознательности каждого гражданина, каждого туриста, альпиниста или автопутешественника, мы сможем сохранить окружающую нас природу в её естественном, пригодном для жизни состоянии - в этом залог здорового будущего для нас самих и наших детей.  

Правило AlexClimb #3 - Трезвое сознание

Позиция Школы альпинизма и скалолазания MCS AlexClimb отностительно здорового образа жизни понятна - мы считаем, что только трезвое сознание способно искренне переживать и сочувствовать, наслаждаться жизнью во всём её многообразии. Яркая и полноценная жизнь возможна только при условии соблюдения абсолютной трезвости и чистоты сознания. Любые препараты, затуманивающие наше восприятие действительности, предназначены для того, чтобы нанести вред нашему сознанию и физическому здоровью, подменить истинные ценности ложными, уничтожить нас как людей - превратить в дряблое, бессильное, бессмыссленное, серое стадо с мутными глазами. Мы не навязываем никому свою точку зрения, у каждого есть возможность совершить свой собственный выбор. Но внутри нашей Школы мы негласно принимаем вполне определённый, очень простой набор правил: ни алкоголя, ни наркотиков.
X

Оферта