Mountain climbing school

 or 
all events
+7 926 233 3300 (whatsapp)
+44 793 797 3396
 info@alexclimb.com

FAQ

Which is an air temperature on Mount Elbrus

On a hot summer day, when the sun burns the fields of the Stavropol region in Russia, and the mountains of the Kabardino-Balkaria are covered with curling clouds, the snow-white crown of the Caucasus - the double headed dome of Mount Elbrus invariably reigns in the sky. Snow cover does not leave these sky-high summits even in the hottest months of summer. Looking at the snow shining in the distance, many people are wondering - how cold is it, probably, at these heights? For an ordinary person, this question is just rhetorical, with a slight touch of romanticism - after all, for the normal people everything goes standardly - in the summer they suffer from heat and in winter shrink from cold.
But for those who are attracted by mountain peaks, for those who plan to expand their horizons upward to the top of Mount Elbrus, this question is of great practical importance. In order to choose the right set of climbing clothes and shoes, draw up a tactical plan, evaluate the seriousness of the route, you need to carefully familiarize with the features of the altitude temperature regime and understand the extent to which the weather and air temperature can vary.

Mount Elbrus climate and weather

The climate in the mountains is very different from the climate on the plain - it is influenced by such unusual factors as altitude, solar activity, abundance of glaciers, etc. In Caucasus Mountains at the altitudes of more than 3500 m begins the zone of eternal ice - grass does not grow at this altitude, and powerful glaciers are practically not affected by seasonal changes of the air temperature.

If we talk about the summer season - June - September, then, when climbing Mount Elbrus, you should be guided by the following temperature conditions: night temperature of 0°C (“zero isotherm”) under normal weather conditions corresponds to an altitude of about 3500 - 3800 meters. Daytime air temperature at the same altitude can rise up to + 20˚С. When calculating the further temperature regime along the ascent route, you should adhere to the standard conditional rule - every 100 meters of the altitude gain, the air temperature drops down to 0.5-0.8°C. Accordingly, at the altitude of the rocks of Pastukhov on the South route of Mount Elbrus (4800 m), the night temperature can be within -6 -8° C, and at the summit - about -10°C.

But, this is only in theory. In practice, the air temperature on Mount Elbrus can vary over a very wide range - depending on the general weather conditions. In bad weather, with the passing of a cyclone and low atmospheric pressure, the air temperature at all the altitudes significantly rises. But that does not give any advantage for climbing, as an increase in the temperature is usually accompanied by strong winds and snowfalls. And vice versa - the most favorable conditions for climbing Mount Elbrus are low air temperature and high atmospheric pressure (anticyclone). These conditions correspond to the periods of stable and clear weather, lack of precipitation and wind.
The graph below shows how the air temperature changes during Mount Elbrus climbing. For the calculation was used the average temperature drop for each 100 m - -0.6°C.

Graph of air temperature decrease in relation to altitude

However, it is far from always that the real air temperature in the mountains corresponds to its sensation at the altitude level familiar to us. Unfortunately, accidents on the Elbrus routes are not uncommon when, in the conditions of the relatively comfortable air temperatures, climbers suffer or even die from hypothermia. This is due, first of all, to the fact that our subjective feeling of the cold depends not that much on the air temperature, but, to a greater extent, on the accompanying objective and subjective factors – strength of the wind, humidity, physical fatigue and emotional state. In unfavorable circumstances, you may find yourself in a situation when even a conditionally comfortable air temperature of +10 will be low enough to create a danger to life.

Statistics of the FAR on the mortality in the mountains and the number of unexperienced climbers among those who die of hypothermia in the mountains indicate that the cold factor and the possibility of getting into the trouble are underestimated by beginners.

Graph of the accident causes in the mountains

Once, while working on the rescue operations in Crimea, the author of this text observed the signs of severe hypothermia among the victims, while the air temperature did not drop below +12. High humidity, moderate wind and the general depressed state of the group which got into an accident nearly led to the tragedy - at the time of the arrival of our rescue team, some members of the affected group were in so bad condition and froze so seriously that they could not move at their own.
When making a tactical plan of the climb, one should take into account the factor of the dependence of the subjective sensation of the air temperature on the real temperature and wind strength. This dependence gives a conditional idea of how our feeling of cold can change. But in reality, there are additional factors that can greatly affect our feelings. The indicated dependence is called Chill Factor. This is a graph that gives you a general idea of how dangerous are the combinations of low temperatures and high winds. For example, at an air temperature of -1°C and a wind speed of 27 km/h, the Chill Factor is -12°C, which will approximately correspond to our feeling of the temperature at the exposed skin. And at a temperature of -20°C and wind of 27 km/h, the subjective feeling of cold can correspond to a temperature of -38°C.

Chill factor chart

Taking into account the information above, the practical recommendations will mostly consist in the advice that when preparing for an ascent, you should be as careful as possible about the selection of equipment. General tips for choosing climbing clothes and shoes are provided in the corresponding article in this section. Here it is necessary to add that when climbing Mount Elbrus, you should not only be warmly dressed, but ready for the temperature changes in a very wide range, both in minus and in plus. Experienced climbers always take light dawn jacket as a reserve, even if the air temperature is comfortable enough to climb in a light set of clothes. However, the climbing experience suggests that even with a slight increase of the wind, slowdown of the pace, the need to make breaks and wait for slow walking people, the serious clothing warming may be required.

Text — Alexey Trubachev, founder of the MCS AlexClimb mountaineering and climbing school.

Other related questions:

Our Principles

AlexClimb Rule #1 - Safety First

From the very beginning of our activity, here nearly 16 years, the first Principle of work of School of mountaineering and rock-climbing of MCS AlexClimb is the Safety Priority. On the basis of this Principle all process of training is based, all programs and rounds are developed and carried out only within this main principle. We consider that at professional approach to development of programs, at personal discipline and correctly put motivation - occupations by mountaineering and rock-climbing are COMPLETELY safe. And from the return - all troubles and accidents in our sport come from nonprofessionalism, from ignorance or neglect by elementary standards of safety, from irrational motivation, from revaluation of own forces and opportunities. All these prerequisites we COMPLETELY EXCLUDE in our work - ours Rock-climbing, Ice climbing and Mountaineering are based on one Principle - the Safety Priority. In rock-climbing, mountaineering and ice climbing, the Priority of Safety of MCS AlexClimb-is your personal security and comfort irrespective of, than we are engaged - we train muscles and we work technology of the movement in the sports hall and on the rock climbing wall, we make the way through snowstorm to top or we relax on golden sand of the Caribbean beach after hot day of trainings on rocks. The Safety priority - the main credo of School of mountaineering and rock-climbing of MCS AlexClimb.

AlexClimb Rule #2 - Leave No Trace

Closely interacting with Nature, working with the active programs in mountains, woods, lakes and rivers, we perfectly understand the importance of carefull and respectfull bahavior towards the Nature, for its resources. From the very beginning of our outdoor-activity we adopted rules of  Leave No Trace technique - the standard of behavior of the person accepted in all the civilized world in relation to environment and especially - to the wild nature. After all on the relation of people to the nature near which they exist, itself can draw dalekoidushchy conclusions on the relation of these people to... Where and as we didn't travel - we don't reserve any garbage, we try to reduce whenever possible our influence on environment to a minimum. We clear earlier zagryazyonny tourist parking of the left garbage, we take out and we take out to utilization places that to us other people left there. We consider that only thus, at personal individual consciousness of each citizen, each tourist, climber or autotraveller, we will be able to keep the nature surrounding us in its state, natural, suitable for life, - in it pledge of the healthy future for ourselves and our children.

AlexClimb Rule #3 - Sober Concious

The position of AlexClimb Mountain and rockclimbing School regarding healthy lifestyle is quite clear - we consider that only sober consciousness is capable to fill sincere emotions,  to sympathize, to enjoy life in all its variety. Bright various enjoyable life is possible only on condition of keeping the absolute sobriety and purity of consciousness. Any way of obscuring our perception of reality is intended to do harm to our consciousness and bring harm to our physical health, to replace the true values by false ones, to destroy us physically - to turn us into flabby, weak, senseless, gray herd with empty hazy eyes. We don't force anybody to our point of view, everyone has a God's gift of making his own choice and to destroy himself if that is what he wants... But in AlexCilimb Mountain Climbing School we accept quite certain and very simple set of rules: neither alcohol, nor drugs.
X

Оферта

Школа альпинизма и скалолазания

 или 
все мероприятия
+7 926 233 3300 (whatsapp)
+44 793 7973396 (whatsapp)
 info@alexclimb.com

FAQ

Какая температура воздуха на Эльбрусе

В жаркий летний день, кода солнце выжигает поля и степи Ставропольского края, а склоны гор Кабардино-Балкарии покрываются испариной тумана, неизменно в небе царит белоснежная корона Кавказа - двуглавый купол Эльбруса. Снежный покров не покидает эти заоблачные высоты даже в самые жаркие месяцы лета. Смотря на сияющие вдалеке снега, многие задаются вопросом – как же холодно, наверно, на этих высотах? Для обычного человека этот вопрос является риторическим, с лёгким оттенком романтизма – ведь у нормальных людей всё идёт по плану – летом они страдают от жары, а зимой ёжатся от холода.
Но для тех, кого манят высоты и вершины, для тех, кто планирует расширить свой кругозор вверх до Эльбруса, этот вопрос имеет важнейшее практическое значение. Для того, чтобы правильно подобрать комплект одежды и обуви, составить тактический план, оценить всю серьёзность восхождения, нужно тщательно ознакомиться с особенностями температурного режима на высотах и понимать, в каких пределах может меняться погода и температура воздуха.

Особенности климата на Эльбрусе

Климат в горах серьёзно отличается от климата на равнине – на него влияют такие непривычные факторы, как высота над уровнем моря, уровень солнечной активности, наличие ледников и т.д. На высотах более 3500 м., в Кавказских горах начинается зона вечных льдов – на этой высоте не растёт трава, а мощные ледники практически не подвержены сезонным изменениям температуры воздуха.

Если говорить о летнем сезоне – июнь--сентябрь, то, при восхождении на Эльбрус следует ориентироваться на следующий температурный режим: ночная температура в 0˚С градусов («нулевая изотерма») при нормальных погодных условиях соответствует высоте примерно 3500 – 3800 метров. Дневная температура воздуха на тех же высотах может подниматься до +20˚С. Рассчитывая дальнейший температурный режим по маршруту восхождения, следует придерживаться условного правила – каждые 100 метров набора высоты, температура воздуха падает на 0.5-0.8˚С. Соответственно, на высоте скал Пастухова (4800 м), ночная температура может быть в пределах -6 -8˚С, а на самой вершине – примерно -10˚С.

Но, это только в теории. На практике, температура воздуха при восхождении на Эльбрус может меняться в очень широких пределах – в зависимости от общих погодных условий. В плохую погоду, при прохождении циклона и пониженном атмосферном давлении, температура воздуха на всех высотах значительно повышается. Но это не даёт преимущества при восхождении, так как повышение температуры обычно сопровождается сильным ветром и снегопадами. И наоборот – наиболее благоприятными условиями для восхождения являются пониженная температура воздуха, высокое атмосферное давление (антициклон). Этим условиям соответствуют периоды стабильной ясной погоды, отсутствие осадков и ветра.
Ниже на графике приведены данные снижения температуры воздуха при наборе высоты во время восхождения на Эльбрус. Для расчета использовано среднее значение снижения температуры на каждые 100 м – -0,6°C.

График снижения температуры воздуха относительно высоты

Однако, далеко не всегда реальная температура воздуха в горах соответствует её ощущению на привычных для нас высотах. К сожалению, не редкими бывают случаи аварий на маршрутах, когда при относительно комфортных температурах воздуха, альпинисты страдают или даже погибают от переохлаждения. Связано это, в первую очередь с тем, что наше субъективное ощущение холода зависит не столько от температуры воздуха, но, в большей степени – от сопутствующих объективных и субъективных факторов – силы ветра, влажности, физической усталости и эмоционально состояния. При неблагоприятном стечении обстоятельств, можно оказаться в ситуации, когда даже условно комфортная температура воздуха +10 будет достаточно низкой, чтобы создать опасность для жизни.

Статистика ФАР о смертности в горах и количестве начинающих альпинистов среди замерзших в горах, говорит о том, что фактор холода и вероятность погибнуть от переохлаждения недооценивается новичками.

График причин смертности в горах

Однажды, при проведении спасательных работ в Крыму, автор этого текста наблюдал признаки серьёзного переохлаждения у пострадавших, при этом температура воздуха не опускалась ниже +12. Высокая влажность, умеренный ветер и общее подавленное состояние группы, потерпевшей аварию, чуть не привели к трагедии – на момент прибытия нашей группы спасателей, некоторые участники пострадавшей команды замерзли настолько сильно, что уже не могли передвигаться самостоятельно.
Составляя тактический план восхождения, следует принимать во внимание фактор зависимости субъективного ощущения температуры воздуха от реальной температуры и силы ветра. Эта зависимость даёт условное представление о том, как может меняться наше ощущение холода. Но в реальности, существуют дополнительные факторы, которые могут сильно повлиять на наши ощущения. Указанная зависимость называется Chill Factor – это график, который позволяет получить общее представление о том, насколько опасными могут быть сочетания низких температур и сильного ветра. Например, при температуре воздуха -1˚С и ветре скоростью 27 км/ч, Chill Factor составляет -12˚С, что примерно будет соответствовать нашему ощущению температуры на открытой коже. А при температуре -20˚С и ветре 27 км/ч, субъективное ощущение холода может соответствовать температуре -38˚С.

График причин смертности в горах

Практические рекомендации, с учётом изложенной информации, будут состоять в том, что при подготовке к восхождению, следует максимально ответственно относиться к вопросу подбора снаряжения. Общие советы по выбору одежды и обуви изложены в соответствующей статье этого раздела. Здесь же необходимо добавить, что при восхождении на Эльбрус, вы должны быть не просто тепло одеты, но готовы к изменениям температуры в очень широких пределах, как в минус, так и в плюс. Опытные альпинисты всегда берут с собой про запас лёгкую пуховку, даже в том случае, если температура воздуха достаточно комфортна для восхождения в лёгком комплекте одежды. Однако, опыт говорит о том, что даже при лёгком усилении ветра, при сбое в темпе движения, необходимости делать привалы и ожидать отстающих – может потребоваться серьёзное утепление комплекта одежды.

Текст — Алексей Трубачев, основатель Школы альпинизма и скалолазания MCS AlexClimb.

Другие вопросы по теме:

Наши принципы

Правило AlexClimb #1 - Приоритет Безопасности

С самого начала нашей деятельности, вот уже почти 16 лет, первым Принципом работы Школы альпинизма и скалолазания MCS AlexClimb  является Приоритет Безопасности. На основе этого Принципа строится весь процесс обучения, все программы и туры разрабатываются и проводятся исключительно в рамках этого главного Принципа. Мы считаем, что при профессиональном подходе к разработке программ, при личной дисциплине и правильно поставленной мотивации - занятия альпинизмом и скалолазанием ПОЛНОСТЬЮ безопасны. И от обратного - все неприятности и аварии в нашем виде спорта происходят от непрофессионализма, от незнания либо пренебрежения элементарными нормами безопасности, от нерациональной мотивации, от переоценки собственных сил и возможностей. Все эти предпосылки мы ПОЛНОСТЬЮ ИСКЛЮЧАЕМ в нашей работе - наши Скалолазание, Ледолазание и Альпинизм основаны на одном Принципе - Приоритете Безопасности. В скалолазании, альпинизме и ледолазании, Приоритет Безопасности MCS AlexClimb- это Ваша личная безопасность и комфорт, независимо от того, чем мы занимаемся - тренируем мышцы и отрабатываем технику движения в спортзале и на скалодроме, пробиваемся сквозь пургу к вершине или расслабляемся на золотистом песке Карибского пляжа после жаркого дня тренировок на скалах. Приоритет Безопасности - основное кредо Школы альпинизма и скалолазания MCS AlexClimb. 

Правило AlexClimb #2 - Не Оставляй Следов

Вплотную взаимодействуя с природой, проводя активные программы в горах, лесах, на реках и озёрах, мы прекрасно понимаем важность береженого и уважительного отношения к природе, к её ресурсам. С самого начала нашей outdoor-деятельности мы взяли на вооружение технику Leave No Trace - принятую во всём цивилизованном мире норму поведения человека по отношению к окружающей среде и особенно - к дикой природе. Ведь по отношению людей к природе, рядом с которой они существуют, можно сделать далекоидущие выводы об отношении этих людей к самим себе... Где бы и как мы не путешествовали - мы не оставляем за собой никакого мусора, стараемся по возможности сократить наше влияние на окружающую среду до минимума. Мы очищаем ранее загрязённые туристические стоянки от оставленного мусора, выносим и вывозим к местам утилизации то, что до нас там оставили другие люди. Мы считаем, что только таким образом, при личной индивидуальной сознательности каждого гражданина, каждого туриста, альпиниста или автопутешественника, мы сможем сохранить окружающую нас природу в её естественном, пригодном для жизни состоянии - в этом залог здорового будущего для нас самих и наших детей.  

Правило AlexClimb #3 - Трезвое сознание

Позиция Школы альпинизма и скалолазания MCS AlexClimb отностительно здорового образа жизни понятна - мы считаем, что только трезвое сознание способно искренне переживать и сочувствовать, наслаждаться жизнью во всём её многообразии. Яркая и полноценная жизнь возможна только при условии соблюдения абсолютной трезвости и чистоты сознания. Любые препараты, затуманивающие наше восприятие действительности, предназначены для того, чтобы нанести вред нашему сознанию и физическому здоровью, подменить истинные ценности ложными, уничтожить нас как людей - превратить в дряблое, бессильное, бессмыссленное, серое стадо с мутными глазами. Мы не навязываем никому свою точку зрения, у каждого есть возможность совершить свой собственный выбор. Но внутри нашей Школы мы негласно принимаем вполне определённый, очень простой набор правил: ни алкоголя, ни наркотиков.
X

Оферта