Mountain climbing school

 or 
all events
+7 926 233 3300 (whatsapp)
+44 793 797 3396
 info@alexclimb.com

Is it ok to go alone to the mountains

Can I go to the mountains alone?

The urge to write the following has been my recent involvement as an expert in rescue operations and finding out the causes of accidents related to committing the solo alpine ascents or mountain hikes. Having a certain inclination for such walks for myself, I would like to present in this small article some of my conclusions and recommendations, which are based, unfortunately, on some sad experience and unhappy stories.

Alone in the mountains - solo ascents

If you put the question directly - is it even possible to go alone in the mountains - the classic answer that can be received within the frame of any standard safety rules will be NO. To go to the mountains alone is violation of the basic safety rules.

However, for many mountain lovers, being in the proud mountain solitude is the deepest and most desirable pleasure. No one can blame them for this, as many people find much more worthless escapes from their tight circle of everyday problems. And no safety rules, reasonable arguments or accident statistics will not help - anyway, there will ba many adventurers who want to climb somewhere higher and getting into the trouble. In general, there is no use to persuade such people - they will do as their heart pushes them.

Alone in the mountains - solo ascents

So, I would rather answer this question less categorically - one can walk alone, but with the utmost care, without going even one step beyond his experience and observing all the safety guidelines.

The fact is that in the solo being in the mountains, those situations that in the group format would remain just annoying troubles, in the case of solo climb, can become a serious or even fatal problem. The obvious fact is that any emergency situation in the mountains, regardless of its genesis, is as dangerous as a delay in receiving assistance is possible. Accordingly, if there is a sufficiently large and strong team, assistance in case of need can be obtained immediately. But if you are alone?

Alone in the mountains - solo ascents

Unfortunately, not everyone understands the real level of danger in the mountains, because even a leg tucked on a mountain trail can cause a tragedy if you cannot get help timely and still cannot solve the problem by yourself. Any danger in the mountains, be it bad weather, rain, blizzard, avalanche, mudflow, rockfall, etc. aggravated many times in the case if one faces the elements alone. Even worse, if elementary safety rules are violated (failure to provide information about the route to rescue services, straying away from the route, disregard of information about your location), in case of an accident, assistance will be extremely difficult, it will require more resources and may lead even to human deaths. So, if you want to climb alone Mount Elbrus, for example, you need to be aware that there will be big teams of rescuers and volunteers to look for you in case if anything happens, risking their lives. And most likely they will not find you alive. Or will not find at all.

Alone in the mountains - solo ascents

So, if the decision to go to the mountains alone is taken anyway, what rules should be respected, so that if the risk of falling into an extremely unpleasant situation not be avoided, but at least reduced to the minimum?

Unconditional to the compliance should be the following rules, common to all the mountain activities, but gaining vital importance in the case of a solo routes:

1. Existence of the detailed route, indicating all the trails, bivouacs, control points, dates and time of entry and exit from the route
2. Obligatory local rescue service registration
3. Existence of the insurance covering the risks according to the route specifics
4. Availability of sufficient equipment for confident navigation on the route and the ability to use this equipment
5. Availability of emergency communication channel (cellular, satellite, radio)
6. The presence of a controlling person responsible for the implementation of the "emergency scenario" in the event of communication fail - during solo climbs in the mountains that is the most important segment of the safety rules.

I will explain the last point in the more details, because that especially cannot be neglected – on this point depends the time necessary for coming to your help, in case if something goes wrong. What is an additional controlling person for? The fact is that rescue services are responsible for organizing rescue operations if necessary, but they are not physically able to track your movements along the route. The most that can be expected from them – this is a definite professional reaction in the event if you do not leave the route within the stated time limit. As a rule, in case of an accident with a lone mountain hiker of climber, it is already too late. Therefore, when walking solo, it is imperative to consider a communication channel through which you will be monitored from outside more carefully and, if necessary, - the pre-specified “emergency scenario” can be initialized

Alone in the mountains - solo ascents

How does it work on practice? Going on a solo mountain trip, you discuss with a reliable person that every day (and if the route is difficult, several times per day) you share your location in a certain way - this could be a satellite tracker, SMS with coordinates, if there is a cellular connection, and so on. With this person, you agree in advance which set of actions should be done in case of loss of the communication - the accuracy of these actions if something happens, means for you no less than the opportunity to stay alive - this should be understood by you and the person with whom you agree on this interaction. Usually, the “emergency scenario” involves immediate informing the local rescue service of a possible emergency situation, with the passing to them all available information about your location and exact details of the route section on which the communication failure occurred. That is, the person who is controlling you should have all the necessary information for possible and prompt contact with those services that can provide timely assistance, and transferring to them the details of your insurance and information about your route. And this person should understand the whole responsibility that he takes on himself - after all, any delay in actions under the “emergency scenario” can lead to tragic consequences.

Alone in the mountains - solo ascents

So in conclusion. If you are going to the mountains alone or by a small weak group (with your girlfriend if she is not the winner of Ninja Warrior), you should be aware that as a result of your mistake or carelessness, not only you can suffer. A great number of troubles will come to your loved ones, as well as a lot of unexpected and undesired duties fall on the strangers who will be involved by their duty or conscience in the situation you have created. Being aware of your own actions and possible responsibility, follow the elementary safety rules explained above - and enjoy the wonderful world of mountain nature with all the good for your physical and mental health, with friends or alone - let the rescuers do nothing – the less work they have – the more happy are the mountains!

Our Principles

AlexClimb Rule #1 - Safety First

From the very beginning of our activity, here nearly 16 years, the first Principle of work of School of mountaineering and rock-climbing of MCS AlexClimb is the Safety Priority. On the basis of this Principle all process of training is based, all programs and rounds are developed and carried out only within this main principle. We consider that at professional approach to development of programs, at personal discipline and correctly put motivation - occupations by mountaineering and rock-climbing are COMPLETELY safe. And from the return - all troubles and accidents in our sport come from nonprofessionalism, from ignorance or neglect by elementary standards of safety, from irrational motivation, from revaluation of own forces and opportunities. All these prerequisites we COMPLETELY EXCLUDE in our work - ours Rock-climbing, Ice climbing and Mountaineering are based on one Principle - the Safety Priority. In rock-climbing, mountaineering and ice climbing, the Priority of Safety of MCS AlexClimb-is your personal security and comfort irrespective of, than we are engaged - we train muscles and we work technology of the movement in the sports hall and on the rock climbing wall, we make the way through snowstorm to top or we relax on golden sand of the Caribbean beach after hot day of trainings on rocks. The Safety priority - the main credo of School of mountaineering and rock-climbing of MCS AlexClimb.

AlexClimb Rule #2 - Leave No Trace

Closely interacting with Nature, working with the active programs in mountains, woods, lakes and rivers, we perfectly understand the importance of carefull and respectfull bahavior towards the Nature, for its resources. From the very beginning of our outdoor-activity we adopted rules of  Leave No Trace technique - the standard of behavior of the person accepted in all the civilized world in relation to environment and especially - to the wild nature. After all on the relation of people to the nature near which they exist, itself can draw dalekoidushchy conclusions on the relation of these people to... Where and as we didn't travel - we don't reserve any garbage, we try to reduce whenever possible our influence on environment to a minimum. We clear earlier zagryazyonny tourist parking of the left garbage, we take out and we take out to utilization places that to us other people left there. We consider that only thus, at personal individual consciousness of each citizen, each tourist, climber or autotraveller, we will be able to keep the nature surrounding us in its state, natural, suitable for life, - in it pledge of the healthy future for ourselves and our children.

AlexClimb Rule #3 - Sober Concious

The position of AlexClimb Mountain and rockclimbing School regarding healthy lifestyle is quite clear - we consider that only sober consciousness is capable to fill sincere emotions,  to sympathize, to enjoy life in all its variety. Bright various enjoyable life is possible only on condition of keeping the absolute sobriety and purity of consciousness. Any way of obscuring our perception of reality is intended to do harm to our consciousness and bring harm to our physical health, to replace the true values by false ones, to destroy us physically - to turn us into flabby, weak, senseless, gray herd with empty hazy eyes. We don't force anybody to our point of view, everyone has a God's gift of making his own choice and to destroy himself if that is what he wants... But in AlexCilimb Mountain Climbing School we accept quite certain and very simple set of rules: neither alcohol, nor drugs.
X

Оферта

Школа альпинизма и скалолазания

 или 
все мероприятия
+7 926 233 3300 (whatsapp)
+44 793 797 3396
 info@alexclimb.com

FAQ

Можно ли ходить в горы одному

Можно ли ходить в горы в одиночку?

Побуждением написать нижеизложенное стало неоднократное в последнее время привлечение меня в качестве эксперта при проведении поисковых работ и разборах причин аварийных ситуаций, связанных с совершением одиночных восхождений и горных походов. Имея определённую склонность к подобным прогулкам, я хотел бы изложить в этой небольшой статье, некоторые выводы и рекомендации, в основе которых, к сожалению, лежит много печальных фактов и историй.

Соло восхождения в горах

Если ставить вопрос напрямую – можно ли вообще ходить в горы в одиночку, то классическим ответом, который можно получить в рамках любых стандартных правил безопасности будет категорическое нет. Ходить в горы одному нельзя и точка.

Однако для многих любителей гор, находиться в гордом горном одиночестве является самым глубоким и желанным наслаждением – нельзя их за это осуждать, многие находят гораздо более никчёмные выходы из тугого кольца бытовых проблем. И никакие техники безопасности, разумные доводы и статистика без вести пропавших в горах тут не помогут – всё равно найдётся множество желающих залезть куда-нибудь повыше и огребсти проблем на свою жо..голову. Вообщем, как ни отговаривай, всё равно полезут.

Соло восхождения в горах

Так что, я бы лучше ответил на этот вопрос менее категорично – можно ходить в одиночку, но с предельной аккуратностью, не выходя ни на шаг за рамки запаса собственного опыта и соблюдая все правила техники безопасности.

Дело в том, что при одиночном хождении в горах, те ситуации, которые в групповом формате мероприятия остались бы всего лишь досадными неприятностями, в случае соло-прогулок могут стать серьёзной или даже фатальной проблемой. Очевидный факт, что любая аварийная ситуация в горах, независимо от её генезиса, опасна настолько, насколько возможна задержка с получением помощи. Соответственно, при наличии достаточно большой и сильной команды, помощь в случае необходимости можно получить немедленно. А если ты один?

Соло восхождения в горах

К сожалению, далеко не все понимают реальный уровень опасности в горах, ведь даже подвёрнутая на горной тропинке нога может стать причиной трагедии, если вы не сможете получить помощь извне и равно не сможете решить проблему самостоятельно. Любая опасность в горах, будь то плохая погода, дождь, метель, лавина, сель, камнепад и т.п. усугубляются многократно в случае одиночного противостояния стихии. Ещё хуже то, что при нарушении элементарных правил безопасности (непредоставлении информации о маршруте спасательным службам, сход с маршрута, пренебрежение передачей информации о своём местонахождении), в случае аварии оказание помощи будет крайне затруднено, потребует привлечения больших ресурсов и может привести к человеческим жертвам. Так что, желая залезть в одиночку на Эльбрус, например, нужно отдавать себе отчёт, что искать вас в случае чего будут целые отряды спасателей и добровольцев, рискуя своими жизнями. Причем скорее всего не найдут живым. Или вообще не найдут.

Соло восхождения в горах

И всё таки, если решение отправиться в горы в одиночку всё же принято, то какие правила следует соблюдать, чтобы если не избежать, то хотя бы сократить риск попадания в крайне неприятную ситуацию?

Безусловными к соблюдению должны быть следующие правила, общие для всех горных мероприятий, но обретающие жизненную важность в случае одиночного хождения:

1. Наличие детально проработанного маршрута движения, с указанием нитки маршрута, бивуаков, контрольных точек, сроков входа и выхода с маршрута
2. Регистрация маршрута в местной спасательной службе
3. Наличие страховки, покрывающей риски согласно маршруту
4. Наличие достаточного оборудования для уверенной навигации на маршруте и умения этим оборудованием пользоваться
5. Наличие канала аварийной связи (сотовая, спутниковая, радио)
6. Наличие контролирующего лица, ответственного за выполнение «аварийного сценария» в случае потери связи – при сольном хождении это важнейший пункт правил безопасности.

Последний пункт я разберу подробнее, ибо им ни в коей мере нельзя пренебрегать – от этого зависит своевременность оказания вам помощи, в том случае если что-то пойдёт не так, как задумывалось. Для чего нужно дополнительное контролирующее лицо? Дело в том, что службы спасения несут ответственность за выполнение спасательных операций в случае необходимости, но они физически не способны отслеживать ваше перемещение по маршруту. Максимум, что можно от них ожидать – это определённая профессиональная реакция на тот случай, если вы не выйдете с маршрута в заявленный срок. Как правило, в случае аварии с одиночкой, это уже слишком поздно. Поэтому, при сольном хождении обязательно нужно продумать канал связи, по которому вас будут мониторить более тщательно, и в случае необходимости – выполнят определённый, оговоренный заранее «аварийный сценарий»

Соло восхождения в горах

Как это выглядит на практике? Отправляясь в путешествие, вы договариваетесь с надёжным человеком о том, что ежедневно (а если маршрут сложный, то и чаще) вы сбрасываете определённым образом своё местоположение – это может быть спутниковый трекер, смс с координатами при наличии сотовой связи, контрольные сеансы связи по рации. С этим человеком вы заранее согласовываете последовательность действий в случае потери связи – точность действий в этом случае будет означать для вас, ни много ни мало, возможность остаться в живых – это должны понимать и вы, и тот человек, с которым вы договариваетесь о взаимодействии. Обычно «аварийный сценарий» предполагает немедленное информирование местной службы спасения о возможной аварийной ситуации, с передачей всей имеющейся информации о вашем местонахождении и точных деталей того участка маршрута, на котором произошёл сбой связи. То есть, контролирующий вас человек должен обладать всей необходимой информацией для возможного и оперативного контакта с теми службами, которые могут оказать своевременную помощь, и передачей им деталей вашего страхового полиса, информации о вашем маршруте. И этот человек должен понимать всю меру ответственности, которую он на себя берёт – ведь любое промедление с действиями по «аварийному сценарию» может привести к трагическим последствиям.

Соло восхождения в горах

Итак, в заключение. Собираясь в горы в одиночку или слабой группой, вы должны отдавать себе отчёт, что в результате вашей ошибки или небрежности, пострадать можете не только вы сами. Масса отборных неприятностей достанется вашим близким, а также много всего интересного ждет даже посторонних людей, которые будут вовлечены в созданную вами ситуацию по долгу службы или совести. Отдавая себе отчёт в собственных действиях и возможной ответственности, соблюдайте элементарные правила безопасности – и наслаждайтесь удивительным миром горной природы с пользой для здоровья и душевного равновесия, с друзьями или в одиночестве – пусть спасатели бездельничают, от этого всем будет только веселее!

Наши принципы

Правило AlexClimb #1 - Приоритет Безопасности

С самого начала нашей деятельности, вот уже почти 16 лет, первым Принципом работы Школы альпинизма и скалолазания MCS AlexClimb  является Приоритет Безопасности. На основе этого Принципа строится весь процесс обучения, все программы и туры разрабатываются и проводятся исключительно в рамках этого главного Принципа. Мы считаем, что при профессиональном подходе к разработке программ, при личной дисциплине и правильно поставленной мотивации - занятия альпинизмом и скалолазанием ПОЛНОСТЬЮ безопасны. И от обратного - все неприятности и аварии в нашем виде спорта происходят от непрофессионализма, от незнания либо пренебрежения элементарными нормами безопасности, от нерациональной мотивации, от переоценки собственных сил и возможностей. Все эти предпосылки мы ПОЛНОСТЬЮ ИСКЛЮЧАЕМ в нашей работе - наши Скалолазание, Ледолазание и Альпинизм основаны на одном Принципе - Приоритете Безопасности. В скалолазании, альпинизме и ледолазании, Приоритет Безопасности MCS AlexClimb- это Ваша личная безопасность и комфорт, независимо от того, чем мы занимаемся - тренируем мышцы и отрабатываем технику движения в спортзале и на скалодроме, пробиваемся сквозь пургу к вершине или расслабляемся на золотистом песке Карибского пляжа после жаркого дня тренировок на скалах. Приоритет Безопасности - основное кредо Школы альпинизма и скалолазания MCS AlexClimb. 

Правило AlexClimb #2 - Не Оставляй Следов

Вплотную взаимодействуя с природой, проводя активные программы в горах, лесах, на реках и озёрах, мы прекрасно понимаем важность береженого и уважительного отношения к природе, к её ресурсам. С самого начала нашей outdoor-деятельности мы взяли на вооружение технику Leave No Trace - принятую во всём цивилизованном мире норму поведения человека по отношению к окружающей среде и особенно - к дикой природе. Ведь по отношению людей к природе, рядом с которой они существуют, можно сделать далекоидущие выводы об отношении этих людей к самим себе... Где бы и как мы не путешествовали - мы не оставляем за собой никакого мусора, стараемся по возможности сократить наше влияние на окружающую среду до минимума. Мы очищаем ранее загрязённые туристические стоянки от оставленного мусора, выносим и вывозим к местам утилизации то, что до нас там оставили другие люди. Мы считаем, что только таким образом, при личной индивидуальной сознательности каждого гражданина, каждого туриста, альпиниста или автопутешественника, мы сможем сохранить окружающую нас природу в её естественном, пригодном для жизни состоянии - в этом залог здорового будущего для нас самих и наших детей.  

Правило AlexClimb #3 - Трезвое сознание

Позиция Школы альпинизма и скалолазания MCS AlexClimb отностительно здорового образа жизни понятна - мы считаем, что только трезвое сознание способно искренне переживать и сочувствовать, наслаждаться жизнью во всём её многообразии. Яркая и полноценная жизнь возможна только при условии соблюдения абсолютной трезвости и чистоты сознания. Любые препараты, затуманивающие наше восприятие действительности, предназначены для того, чтобы нанести вред нашему сознанию и физическому здоровью, подменить истинные ценности ложными, уничтожить нас как людей - превратить в дряблое, бессильное, бессмыссленное, серое стадо с мутными глазами. Мы не навязываем никому свою точку зрения, у каждого есть возможность совершить свой собственный выбор. Но внутри нашей Школы мы негласно принимаем вполне определённый, очень простой набор правил: ни алкоголя, ни наркотиков.
X

Оферта