Mountain climbing school

 or 
all events
+7 926 233 3300 (whatsapp)
+44 793 797 3396
 info@alexclimb.com

Elbrus. Interview with rescuer

Interview with Boris Tilov - the Chef of the rescue service of Elbrus region

By Alex Trubachev (Alexclimb)

Photos

Mountain programs in Caucasus (Elbrus, Ushba, Shkhara, Dykh-Tau) of the seasons 2000-2005 were developed and realized by AlexClimb Mountain Climbing School. The climbing equipment was granted by C.A.M.P.

Caucasus, Climbing Elbrus, Ushba, Shkhara, Dykh-Tau

A dense shroud of rain covered Terskol, a village under the foot of Elbrus, the highest mountain of the Caucasus. Grey curling clouds hid the tops of the neighboring mountains. Wet and rueful feels such weather in the mountains. And far there in the sky a terrible wind lashes the black basalt rocks by scourges of snowstorm, destroying on its way all the particles of vital heat...

Having some extra days in stock, we decided not to hurry up with the beginning of our Elbrus climb and to wait here, in the valley, in comfortable civilized conditions of a hospitable village, for better weather. Thus, due to the wrong kind of weather an opportunity presented for us to meet with Boris Tilov, the chief of the Elbrus rescue service, a very interesting person who, as a rule, is constantly busy with his very intensive work. But this time everything was quiet and we had a good chance to have a talk. The meeting was held at the rescue station, in Boris's private office.

Caucasus, Climbing Elbrus, Ushba, Shkhara, Dykh-Tau Alex Trubachof: Boris Osmanovich, I would like to begin our conversation with some general questions in order to make the matter easier for the readers. How long you have you been working for the rescue service of this area? What current tendencies in the development of tourism and mountain climbing in the Caucasus would you note? In what condition is all this at the present time and what forecasts can you make for the future?

Boris Tilov: I have been working for the Elbrus rescue service for over 20 years. During this time many changes have happened in the Caucasus as well as all over Russia. I worked here in the times of the USSR, when many popular tourist routes passed through this area. A lot of these routes led to Georgia, to the beaches of the Black Sea. Now, unfortunately, this opportunity is not present - Russia and Georgia have some difficulties in political relations, which result in a toughening of the border policy and impossibility to get from Russia to the South side of the Caucasian mountain range. Getting to Georgia is possible now only through a check point, having a visa. It is very bad for tourism in our area, because many historical monuments and interesting natural objects are located in the southern Caucasus (much more than on our, northern side). All that is inaccessible now for the majority of the people. And, of course, after the breakdown of the USSR the number of people who come to us became less. Tourist centers and mountaineering camps lie in ruins. Though recently the activity of some businessmen has increased - new bases are being built, some hotels are under construction. Attempts of restoration of the old sites are undertaken... The tendency seems positive, I think. I hope that with the stabilization of the Russian economy, tourism in the Caucasus will develop. We, the Caucasians, are hospitable people and are always glad to welcome new guests...

Caucasus, Climbing Elbrus, Ushba, Shkhara, Dykh-Tau A.T. Well, what do you think, are the mountains of the Main Caucasian Ridge possible for climbing, are the border regulations favorable for climbing on Caucasus in general?

B.T. Except for Ushba, which is entirely in Georgia, the climbing routes on the northern (Russian) side of the Main Caucasus all are convenient for ascensions. As to Ushba, the border between Russia and Georgia passes from the summit of Shkhelda to the peak of Schurovsky, so the most interesting climbing site of our area, the famous Ushba, located in the southern branch of the Main Caucasian Ridge, is formally impossible for climbing. It is a pity, in the past it was one of the most popular mountains of all the Caucasus. Though, certainly, climbers continue to scale this mountain, but all ascensions are done unlawfully. The criminogenic situation in the Elbrus area, to my mind, does not differ from the average level for our republic in general - I would say that here it is quieter. We are interested in attracting tourists, therefore we keep the order closely, and our goal is that all our guests would depart from us with only positive impressions.

A.T. Boris, what do you think, which is the most problematic mountain in the area of your responsibility. Where do most of the accidents happen?

B.T. Certainly it is Elbrus! Basically, almost all the accidents occur there. In this season (our talk took place in the beginning of August - A.T.) there have been already fifteen death cases, and all of them took place at Elbrus. In the Adyl-Su valley, Adyr-Su, Shkhelda - in the places where there are most difficult climbing routes, there were also emergencies, but fortunately, all of them had more or less happy ends - no deaths there. The situation is far more serious on the Elbrus...

Caucasus, Climbing Elbrus, Ushba, Shkhara, Dykh-Tau A.T. How many victims, on the average, does Elbrus take annually?

B.T. I can say that on the average from 15 to 30 people perish every year on Elbrus. It is about 80% of the general statistics in the area. The reason, as I think, is that many unorganized and poorly equipped people attempt to climb Elbrus, unlike the more difficult mountains, people who sometimes do not even bother to register and to receive some advice at the rescue service. I can say that in 95% of all cases the accidents occur among the so-called "wild" tourists and climbers - those who usually have neither sufficient qualification, nor routing documents. Even if such people are not first-timers here, in the mountains, they expose themselves and others to a serious risk by their self-confidence. This year there was a case when a group trying to climb Elbrus from the West lost one participant - a girl. We have found her body at the altitude of 5000m, and one more lost participant of the distressed group has been picked up by our group frozen almost to death... This group was not registered, nobody knew where they were going, by which route, what condition they were in... In an emergency the leader of this group, being, to put it mildly, a man not experienced in the mountains, became incapable of estimating the situation correctly and, as a result, the girl has died through his fault. I'd like to add that the group went to a high altitude route without following the obvious rules of acclimatization, which turned out to be insufficient, and at the altitude of 5200 the girl fell ill. It was necessary to descent immediately, to go downwards as soon as possible - this is the only way of salvation, but instead of it, they made camp, spent a night at the altitude of 5300m and the next day, despite a poor state of health, climbed to the top, whence the girl who suffered of mountain sickness fell down to the south slope. Descending in a fog, the group lost one more participant. It is the most standard scheme of an accident on Elbrus. Its cause lies in the overestimation of the capacities of group, underestimation of the route danger, in the consequences of insufficient qualification of the leader of the group, in a poor level of moral and physical training of the participants.

Caucasus, Climbing Elbrus, Ushba, Shkhara, Dykh-Tau A.T. Well, all this that we spoke of above basically concerns Russian citizens who neglect elementary rules of behavior in the mountains. And what about the climbers from other countries? What number of accidents occurs among foreigners?

B.T. It is strange, but the foreigners, whose culture of mountain climbing should be more advanced than that of the Russians, get in emergencies more often than our compatriots. We can clearly see it by an example of this year - seven out of ten lethal accidents occurred to foreign citizens, it amounts to 70%...

A.T. It has been mentioned in the mass media that this season a group of Canadian climbers was lost on Elbrus in this season, can you tell about this case in more details?

B.T. The situation was rather standard: despite a warning by the guides, two Canadian climbers after an ascension of the Western Summit of Elbrus decided to climb the East One by themselves. All the group with two guides remained on the Saddle to wait for them. The Canadians climbed the top, and when they were going down, the East top was covered by a cloud and the visibility was gone. A strong southwest wind blew, and the climbers were drawn by it to the northern slopes of Elbrus. There are many crevices there and going this way is possible only when knowing where to go, and only in sufficient visibility. The Canadians vanished without a trace... Helicopter searches were organized, rescue services both from the South and from the North were involved in the business, not only rescuers but local people, tourists. But, same as many who have gone to Elbrus, the Canadians were gone for ever... Nobody can tell in which of the dozens of thousands of bottomless glacier crevices their frozen bodies lie. Last time they were seen halfway between the East Summit and the Saddle. The guys were going downwards.

A.T. Boris, please, conclude, what is the most widespread, common and main reason of the accidents on Elbrus?

Caucasus, Climbing Elbrus, Ushba, Shkhara, Dykh-Tau B.T. First, most important as I think, is the general attitude to the Elbrus as to an easy mountain. At first sight it is true. And many are mistaken, taking the appearance for the truth. They start climbing late, go up to the Summit losing their last strength, and on the descent get caught up either by the nasty weather or by the darkness. The result in both cases is the same - people lose their way and perish in crevices. Or they freeze to death. Another cause is the sudden change of weather. The weather conditions on Elbrus can change literally in half an hour. Finding a track without visibility is very difficult, and losing it is easy as a nut. The result remains the same - a fall into a crevice. There are thousands of holes in the glaciers, more than a hundred meters deep - it is practically impossible to find an injured person who perished there.

There was a case when the climbers, going down to the South by the Classical route, lost their way and were led by the wind and the fog far to the right on the Northern side in the direction of Pyatigorsk. They have been found in 15 kilometers from Elbrus. This group was guided by a person who had climbed Elbrus 40 times. It shows how difficult it is to keep the right way on Elbrus in unfavorable conditions - even an experienced guide can lose the way. And the people who are for the first time on this mountain - what is it like for them? The famous climber Tenzing Norgay, the first to scale Mount Everest, couldn't climb Elbrus because of bad weather, he was wise enough to turn back. This fact of the Elbrus history speaks for itself.

The next cause of accidents is insufficient acclimatization. Many climbers overestimate their strength, hurry to climb. And sometimes they even succeed. But the exhaustion tells upon the health during descent, the weather turns bad, then darkness falls. The possibility that a person will be alive next morning after a night on Elbrus with no shelter if he did not reach base camp is very slight.

A.T. What do you think, Boris, does the use of high-quality equipment reduce the risk of accident?

B.T. Of course the use of expensive equipment can not compensate lack of personal experience, but actually good equipment significantly increases the level of your safety. For example, many climbers use portable GPS - navigating systems. This device helps to find the way even in conditions of total invisibility. But it will help only if you are able to operate it properly not only in favorable conditions, but also in extreme conditions, when the wind can lift a person in the air, and a snowstorm reduces visibility down to a couple of meters...

A.T. Which season in the Caucasus is most charged with emergencies?

B.T. I would say that it is somewhere from December 20 to the beginning of November of the next year. Especially productive here are the holidays - New Year, May, November - this is the busiest time for us. It is normal, because during these periods the flow of the people rises significantly, and consequently the probability of accidents increases. The quietest times are November and December, it is a time for our rest - we call it off-season time.

Caucasus, Climbing Elbrus, Ushba, Shkhara, Dykh-Tau A.T. Does the specificity of your work differ depending on the season?

B.T. Strangely enough, such a dependency is not so clear - in high mountains the seasons are not delineated clearly so we have to work both in winter and in summer with the same public - climbers, skiers, snowboarders, freeriders, heliski fans. The mountains are wild here, creating an emergency situation is very easy. It is just enough not to return to your hotel in time and we have to send a rescue party for a full-scale search. Fortunately, we find most of the "victims" of such incidents at neighboring pubs, which, as a rule, we check first of all. But sometimes situations come to be really serious and very far from a comic happy end...

P.S. Thus ended our conversation with Boris Osmanovich Tilov. On the next day we had only vague memories of yesterday's rain - the sun shone brightly upon a newly washed world, against a background of a deep dark blue sky two mountains dazzling white with fresh snow, Donguz-Orun and Nakra, towered above the village. On this day we have reached "Priyut 11" - the starting point for the climbing of Elbrus, and in two days, following all the advica given by the chief of the rescue service, we climbed both summits of Elbrus. I have never had any illusions concerning this treacherous mountain, and I hope that this short story will warn somebody against rash and risky behavior. May the magnificent beauty of the mountains as rarely as possible clouded by a dark shadow of tragedy...

Our Principles

AlexClimb Rule #1 - Safety First

From the very beginning of our activity, here nearly 16 years, the first Principle of work of School of mountaineering and rock-climbing of MCS AlexClimb is the Safety Priority. On the basis of this Principle all process of training is based, all programs and rounds are developed and carried out only within this main principle. We consider that at professional approach to development of programs, at personal discipline and correctly put motivation - occupations by mountaineering and rock-climbing are COMPLETELY safe. And from the return - all troubles and accidents in our sport come from nonprofessionalism, from ignorance or neglect by elementary standards of safety, from irrational motivation, from revaluation of own forces and opportunities. All these prerequisites we COMPLETELY EXCLUDE in our work - ours Rock-climbing, Ice climbing and Mountaineering are based on one Principle - the Safety Priority. In rock-climbing, mountaineering and ice climbing, the Priority of Safety of MCS AlexClimb-is your personal security and comfort irrespective of, than we are engaged - we train muscles and we work technology of the movement in the sports hall and on the rock climbing wall, we make the way through snowstorm to top or we relax on golden sand of the Caribbean beach after hot day of trainings on rocks. The Safety priority - the main credo of School of mountaineering and rock-climbing of MCS AlexClimb.

AlexClimb Rule #2 - Leave No Trace

Closely interacting with Nature, working with the active programs in mountains, woods, lakes and rivers, we perfectly understand the importance of carefull and respectfull bahavior towards the Nature, for its resources. From the very beginning of our outdoor-activity we adopted rules of  Leave No Trace technique - the standard of behavior of the person accepted in all the civilized world in relation to environment and especially - to the wild nature. After all on the relation of people to the nature near which they exist, itself can draw dalekoidushchy conclusions on the relation of these people to... Where and as we didn't travel - we don't reserve any garbage, we try to reduce whenever possible our influence on environment to a minimum. We clear earlier zagryazyonny tourist parking of the left garbage, we take out and we take out to utilization places that to us other people left there. We consider that only thus, at personal individual consciousness of each citizen, each tourist, climber or autotraveller, we will be able to keep the nature surrounding us in its state, natural, suitable for life, - in it pledge of the healthy future for ourselves and our children.

AlexClimb Rule #3 - Sober Concious

The position of AlexClimb Mountain and rockclimbing School regarding healthy lifestyle is quite clear - we consider that only sober consciousness is capable to fill sincere emotions,  to sympathize, to enjoy life in all its variety. Bright various enjoyable life is possible only on condition of keeping the absolute sobriety and purity of consciousness. Any way of obscuring our perception of reality is intended to do harm to our consciousness and bring harm to our physical health, to replace the true values by false ones, to destroy us physically - to turn us into flabby, weak, senseless, gray herd with empty hazy eyes. We don't force anybody to our point of view, everyone has a God's gift of making his own choice and to destroy himself if that is what he wants... But in AlexCilimb Mountain Climbing School we accept quite certain and very simple set of rules: neither alcohol, nor drugs.
X

Оферта

Школа альпинизма и скалолазания

 или 
все мероприятия
+7 926 233 3300 (whatsapp)
+44 793 797 3396
 info@alexclimb.com

Статьи

Эльбрус. Интервью со спасателем

Интервью с начальником Эльбрусской ПСС Борисом Османовичем Тиловым

(автор А. Трубачёв)

Фотографии

Восхождения на Эльбрус сезонов 1998 - 2004 были разработаны и проведены Школой альпинизма и скалолазания AlexClimb. Альпинистское снаряжение было предоставлено компанией CAMP. Всем искренняя благодарность!

Кавказ, восхождение на Эльбрус, Ушбу, Шхару, Дых-Тау

Над высокогорным посёлком Терскол плотной пеленой висел мелкий моросящий дождь. Серые клубящиеся облака скрывали соседние вершины. Сыро и грустно в такую погоду в горах. А наверху дует штормовой ветер, метёт пурга, шлифуя потоками снега чёрный базальт скал, яростно уничтожая на своём пути все проявления жизненного тепла...

Имея в запасе несколько дней, мы решили не торопиться с началом восхождения и подождать улучшения погоды здесь, внизу, в комфортных цивилизованных условиях посёлка. Таким образом, благодаря плохой погоде у нас появилась возможность задать несколько вопросов начальнику спасательной службы Эльбрусского района Борису Османовичу Тилову - человеку очень интересному и, как правило, постоянно занятому решением вопросов спасательной службы. Но в этот раз всё сложилось благоприятно и Борис Османович смог уделить нам несколько минут. Встреча состоялась на спасательной станции, в кабинете начальника службы.

Кавказ, восхождение на Эльбрус, Ушбу, Шхару, Дых-Тау Борис Османович, я хотел бы немного ввести читателей в курс дела и начать нашу беседу с нескольких общих вопросов. Как давно Вы работаете в спасательной службе этого района? Какие тенденции в развитии туризма и альпинизма на Кавказе Вы могли бы особенно отметить за это время? В каком состоянии всё это находится на данный момент, и какие перспективы Вы видите на будующее?

В Эльбрусской ПСС я работаю уже более 20 лет. За это время очень много изменилось как на Кавказе так и в целом по России. Я работал здесь ещё во времена СССР, в то время через Приэльбрусье проходило множество популярных туристических маршрутов. Часть из них уходила в Грузию, к Чёрному морю. Теперь, к сожалению, такой возможности нет - у России с Грузией сложные политические отношения, следствием которых является ужесточение пропускного режима. Попасть в Грузию сейчас можно только через пропускной пункт, имея визу. Это очень неблагоприятно для туризма в нашем районе, так как на южной стороне Кавказского хребта находится очень много (гораздо больше чем с нашей, северной стороны) исторических памятников, интересных природных объектов... Всё это сейчас недоступно для большинства любителей активного отдыха. Ну и с развалом СССР, конечно, приезжающих к нам людей стало меньше. В упадок пришли туристические базу, альплагеря. Хотя в последнее время активность предпринимателей повысилась, - строятся новые базы, гостиницы. Предпринимаются попытки восстановления старых объектов... Вообщем, мне кажется, что тенденция положительная. Я надеюсь, что вместе со стабилизацией экономики России, туризм на Кавказе будет развиваться. Мы, кавказцы, народ гостеприимный и всегда рады новым гостям...

Кавказ, восхождение на Эльбрус, Ушбу, Шхару, Дых-Тау Борис Османович, насколько сейчас доступны для восхождений альпинистские маршруты в Главном Кавказском хребте, какова криминогенная обстановка в пограничных районах?

Кроме Ушбы, находящейся на территории Грузии, альпинистские маршруты на северной (российской) стороне Главного Кавказского хребта доступны для восхождений. Как известно, граница между Россией и Грузией проходит между вершинами Шхельда и пик Щуровского, таким образом, Ушба, находящаяся в южном отроге, оказывается отсечённой границей. Жаль, ведь в прошлом это был один из самых популярных альпинистских объектов района... Хотя, конечно, альпинисты продолжают ходить на эту гору, но всё это делается неофициально. Криминогенная обстановка конкретно в районе Приэльбрусья не отличается от общего фона всей нашей республики - даже, я бы сказал, что у нас спокойнее. Мы заинтересованы в привлечении сюда туристов, поэтому за порядком мы следим очень внимательно, стараемся, чтобы у людей, приехавших сюда оставались только положительные впечатления.

Борис Османович, как вы считаете, какой из объектов в зоне Вашей ответственности является наиболее аварийным?

Конечно это Эльбрус! В основном все несчастные случаи происходят именно там. В этом сезоне (мы беседовали в начале августа - А.Т.) произошло уже десять случаев со смертельным исходом, и все они произошли на Эльбрусе. В ущельях Адыл-су, Адыр-Су, Шхельда - в местах, где сосредоточены сложные альпинистские маршруты, тоже были аварийные ситуации, но там, к счастью, всё заканчивалось более удачно. Трупы пока были только на Эльбрусе...

Кавказ, восхождение на Эльбрус, Ушбу, Шхару, Дых-Тау Сколько человек, в среднем, гибнет на Эльбрусе ежегодно?

Я могу сказать, что в среднем, за год на Эльбрусе гибнет от 15 до 20 человек. Это составляет около 80% общей статистики по району. Причина, на мой взгляд, заключается в том, что на Эльбрус, в отличие от сложных альпинистских маршрутов, идут люди неорганизованные, плохо экипированные, иногда даже не дающие себе труда зарегистрироваться и получить консультацию в спасательной службе. Можно сказать, что несчастные случаи на 95% происходят с так называемыми "дикими" туристами - не имеющими ни достаточной квалификации, ни маршрутных документов. Даже если такие люди уже не впервые здесь, в горах, они своей самоуверенностью подвергают большому риску себя и окружающих.

В этом году был случай, когда группа, совершавшая восхождение на Эльбрус с запада, потеряла одного участника - девушку. Мы нашли её труп на высоте 5000м, а ещё одного потерявшегося участника пострадавшей команды подобрали замерзающим, но живым...

Эта группа не была зарегистрирована, никто не знал, куда они идут, какой маршрут, какие сроки... В аварийной ситуации, руководитель группы, оказавшись, мягко говоря, человеком неопытным, не смог правильно оценить ситуацию и, в результате, по его вине погиб человек... Ребята шли на восхождение, не соблюдая очевидных правил акклиматизации, которая оказалась недостаточной и на высоте 5200 у девушки началась горная болезнь. Нужно было немедленно сбрасывать высоту, идти вниз, а вместо этого, они организовали ночёвку, провели ночь на высоте 5300 и на следующий день, несмотря на плохое самочувствие, поднялись на вершину, откуда девушка, страдавшая горной болезнью, сорвалась вниз на юг. Спускаясь в тумане, группа потеряла ещё одного человека... Это самый стандартный сценарий несчастного случая на Эльбрусе. Причина его - переоценка собственных возможностей, недостаточная квалификация руководителя, слабая морально-физическая подготовка участников.

Кавказ, восхождение на Эльбрус, Ушбу, Шхару, Дых-Тау То, о чём мы сейчас говорили, касается в основном наших, российских граждан, которые пренебрегают элементарными правилами поведения в горах. А что с альпинистами из других стран? Какая доля несчастных случаев происходит с иностранцами?

Как это ни странно, иностранцы, у которых культура альпинизма должна быть более развита чем у россиян, попадают в аварийные ситуации чаще, чем наши соотечественники. Ситуацию можно оценить на примере этого года - из десяти погибших семь иностранные граждане, а это 70%...

В средствах массовой информации говорилось о том, что на Эльбрусе в этом сезоне погибла группа альпинистов из Канады, не могли бы Вы более подробно рассказать об этом случае?

Ситуация была довольно стандартная: несмотря на предостережение гидов, двое канадских альпинистов после восхождения на Западную вершину Эльбруса решили самостоятельно подняться на Восточную. Основная группа в сопровождении двух гидов осталась ждать на Седловине. Канадцы поднялись, а при спуске, на Восточную вершину село облако, пропала видимость. Дул сильный юго-западный ветер, и канадцев увело на северные склоны Эльбруса. Там множество трещин, спускаться можно, только зная дорогу и, даже в этом случае, только при достаточной видимости. Их так и не нашли... Поиски велись с вертолёта, были задействованы спасательные службы как с Юга так и с Севера, предупреждены местные жители, туристы... Но, как и многие из тех кто пропал на Эльбрусе - они пропали навсегда... Никто не сможет сказать в какую из десяти тысяч бездонных ледовых трещин упали канадцы... Последний раз их видели на полпути между Восточной вершиной и Седловиной. Ребята шли вниз.

Борис Османович, всё же, что на Ваш взгляд является наиболее распространённой, главной причиной несчастных случаев на Эльбрусе?

Кавказ, восхождение на Эльбрус, Ушбу, Шхару, Дых-Тау Во-первых, самое главное, это отношение восходителей к Эльбрусу. С виду Эльбрус - очень простая гора. И многие заблуждаются, считая, что так оно и есть. Восхождение начинают поздно, идут, теряя последние силы до самой вершины, на спуске попадают либо в непогоду, либо в темноту. Результат один - сбиваются с пути и гибнут в трещинах. Или замерзают. Ещё одна причина - резкая смена погоды. Погодные условия на Эльбрусе могут измениться буквально за полчаса. Ориентироваться при отсутствии видимости очень сложно, а сбиться с пути очень легко. Результат тот же - трещины... Тысячи трещин глубиной более ста метров, провалиться очень легко, найти пострадавшего практически невозможно.

Был случай, когда альпинисты, спускаясь на юг, ушли далеко на север в сторону Пятигорска. Их нашли в 15 километрах от Эльбруса. При этом руководитель группы поднимался на Эльбрус 40 раз... Это говорит о том, как сложно ориентироваться на Эльбрусе в непогоду - заблудиться может даже опытный гид, что говорить о людях, впервые столкнувшихся с этой горой... По причине плохой погоды от восхождения на Эльбрус отказался Тенцинг - первовосходитель на Эверест - этот факт говорит сам за себя...

Следующая причина - недостаточная акклиматизация. Многие переоценивают свои силы, торопятся взойти. И иногда даже восходят. Но сил на спуск уже не остаётся, портится погода, темнеет. Вероятность, что человек доживёт до следующего утра, если он не дошёл до базы, очень мала...

Как Вы считаете, насколько важно использование высококачественного снаряжения для уменьшения риска несчастного случая?

Конечно, нельзя сказать, что использование дорогого снаряжения может компенсировать недостаток личного опыта, но безусловно, хорошее снаряжение существенно повышает уровень вашей безопасности. К примеру, сейчас многие пользуются портативными GPS - навигационными системами. Этот прибор помогает найти дорогу даже в условиях полного отсутствия видимости. Но поможет он только в том случае, если вы умеете с ним обращаться не только в комнатных условиях, но и в условиях экстремальных, когда ветер может поднять человека в воздух, а пурга сокращает видимость до полуметра...

Какой сезон в Приэльбрусье является наиболее аварийным?

Я бы сказал так, где-то с 20 декабря до начала следующего ноября. Особенно много работы спасателям доставляют праздники - Новый Год, майские, ноябрьские, Естественно, что в моменты особенного наплыва народа вероятность каких либо ЧП значительно повышается. Наиболее спокойными можно назвать ноябрь и декабрь - это время у нас считается межсезоньем.

Кавказ, восхождение на Эльбрус, Ушбу, Шхару, Дых-Тау Различается ли специфика Вашей работы в зависимости от сезона?

Как ни странно, такой зависимости не наблюдается - как летом так и замой мы работаем с альпинистами, горнолыжниками, фрирайдерами, сноубордистами, любителями хелиски (катание на лыжах с заброской на вертолёте). Места у нас дикие, возможности для создания аварийной ситуации тоже большие. Достаточно просто не вернуться в гостиницу вовремя и на место предполагаемого происшествия приходится высылать спасотряд. К счастью, большинство пострадавших в подобных случаях удаётся найти в окрестных кабаках - это места, которые, как правило, мы проверяем в первую очередь. Но, к сожалению, часто ситуации оказываются действительно серьёзными и очень далёкими от шуточного исхода... Будьте аккуратней в горах!

P.S. Вот так закончилась наша беседа с Борисом Османовичем Тиловым. На следующий день погода исправилась, выглянуло солнце, и все воспоминания о дожде, сырости и мрачных тучах стали далёкими и смутными. В тот день мы поднялись на "Приют 11", и ещё через два дня, следуя всем наставлениям начальника спасательной службы, совершили восхождение на обе вершины Эльбруса. Сам я никогда не питал иллюзий по поводу этой коварной горы и надеюсь, что этот небольшой рассказ предостережёт кого-то от необдуманного и рискованного поступка.

И от себя ещё раз хочу добавить, - будьте аккуратны и внимательны в горах! Не подвергайте ненужному риску свою и чужие жизни, - ведь спасая Вас, могут погибнуть другие люди, не забывайте об этом! Пусть великолепие горных вершин как можно реже омрачается тёмной тучей трагедии...

Наши принципы

Правило AlexClimb #1 - Приоритет Безопасности

С самого начала нашей деятельности, вот уже почти 16 лет, первым Принципом работы Школы альпинизма и скалолазания MCS AlexClimb  является Приоритет Безопасности. На основе этого Принципа строится весь процесс обучения, все программы и туры разрабатываются и проводятся исключительно в рамках этого главного Принципа. Мы считаем, что при профессиональном подходе к разработке программ, при личной дисциплине и правильно поставленной мотивации - занятия альпинизмом и скалолазанием ПОЛНОСТЬЮ безопасны. И от обратного - все неприятности и аварии в нашем виде спорта происходят от непрофессионализма, от незнания либо пренебрежения элементарными нормами безопасности, от нерациональной мотивации, от переоценки собственных сил и возможностей. Все эти предпосылки мы ПОЛНОСТЬЮ ИСКЛЮЧАЕМ в нашей работе - наши Скалолазание, Ледолазание и Альпинизм основаны на одном Принципе - Приоритете Безопасности. В скалолазании, альпинизме и ледолазании, Приоритет Безопасности MCS AlexClimb- это Ваша личная безопасность и комфорт, независимо от того, чем мы занимаемся - тренируем мышцы и отрабатываем технику движения в спортзале и на скалодроме, пробиваемся сквозь пургу к вершине или расслабляемся на золотистом песке Карибского пляжа после жаркого дня тренировок на скалах. Приоритет Безопасности - основное кредо Школы альпинизма и скалолазания MCS AlexClimb. 

Правило AlexClimb #2 - Не Оставляй Следов

Вплотную взаимодействуя с природой, проводя активные программы в горах, лесах, на реках и озёрах, мы прекрасно понимаем важность береженого и уважительного отношения к природе, к её ресурсам. С самого начала нашей outdoor-деятельности мы взяли на вооружение технику Leave No Trace - принятую во всём цивилизованном мире норму поведения человека по отношению к окружающей среде и особенно - к дикой природе. Ведь по отношению людей к природе, рядом с которой они существуют, можно сделать далекоидущие выводы об отношении этих людей к самим себе... Где бы и как мы не путешествовали - мы не оставляем за собой никакого мусора, стараемся по возможности сократить наше влияние на окружающую среду до минимума. Мы очищаем ранее загрязённые туристические стоянки от оставленного мусора, выносим и вывозим к местам утилизации то, что до нас там оставили другие люди. Мы считаем, что только таким образом, при личной индивидуальной сознательности каждого гражданина, каждого туриста, альпиниста или автопутешественника, мы сможем сохранить окружающую нас природу в её естественном, пригодном для жизни состоянии - в этом залог здорового будущего для нас самих и наших детей.  

Правило AlexClimb #3 - Трезвое сознание

Позиция Школы альпинизма и скалолазания MCS AlexClimb отностительно здорового образа жизни понятна - мы считаем, что только трезвое сознание способно искренне переживать и сочувствовать, наслаждаться жизнью во всём её многообразии. Яркая и полноценная жизнь возможна только при условии соблюдения абсолютной трезвости и чистоты сознания. Любые препараты, затуманивающие наше восприятие действительности, предназначены для того, чтобы нанести вред нашему сознанию и физическому здоровью, подменить истинные ценности ложными, уничтожить нас как людей - превратить в дряблое, бессильное, бессмыссленное, серое стадо с мутными глазами. Мы не навязываем никому свою точку зрения, у каждого есть возможность совершить свой собственный выбор. Но внутри нашей Школы мы негласно принимаем вполне определённый, очень простой набор правил: ни алкоголя, ни наркотиков.
X

Оферта