Mountain climbing school

 or 
all events
+54 9341 5326347 (whatsapp)
+44 7727 445099 (whatsapp)
 info@alexclimb.com

About us

Dykh Tau and Bezengi 2023

Climbing Dykh Tau in Bezengi

(Note: Bezengi is a mountainous region in the North Caucasus (Russia), and Dykh Tau is its second highest peak in Europe after Elbrus)

Read in Telegram in English
Leer en Telegram en Español

Dykh Tau climbing program here

What about mount Dykh-Tau climbs and programs in Bezengi in the 2023 season?

The summit of Dykh-Tau, which means
The summit of Dykh-Tau, which means "Coal" in Balkar, is the first to light up in the rays of the rising sun

Over the past few years, the trend of increasing the average annual air temperature has severely affected the Caucasus and southern regions of Russia. This anomaly has significantly increased the risks of natural disasters, such as landslides and floods. The probability of rockfalls and ice avalanches has critically increased especially in Bezengi due to the specificity of the routes of this region.

The Northern Massif of Bezengi - on the left there is Kostan-Tau, Dykh Tau on the right
The Northern Massif of Bezengi - on the left there is Kostan-Tau, Dykh Tau on the right

Climate change has greatly affected the Caucasus. The state of mountaineering routes is rapidly deteriorating, both from the southern (Georgia) and northern (Russia) sides of the Main Caucasian Range. Descriptions of the mountaineering routes even 5-10 years old are becoming outdated and require serious clarification and monitoring.

Dykh-Tau Massif in the pre-dawn twilight
Dykh-Tau Massif in the pre-dawn twilight

There is no much need of mentioning the old Soviet climbing routes, the descriptions of which have lost their actuality 20-30 years and now have nothing in common with the actual state of the terrain. The majority of these routes just do not exist anymore. The condition of the remaining routes requires continuous monitoring and physical closure in case of non-compliance with safety norms, but unfortunately, there is no one to do this work in the Russian mountain regions.

Dykh-Tau and Kostan-Tau view from Georgia, from the slopes of Mount Kazbek
Dykh-Tau and Kostan-Tau view from Georgia, from the slopes of Mount Kazbek

All this fully applies to the Bezengi Gorge and to the summit of Dykh-Tau. Despite its attractiveness, complexity, and historical value of the routes, the risks of climbing this mountain increase every year. In addition, new complicating factors are emerging.

Kostan-Tau and Dykh-Tau, viewed from the School Pass from the Bezengi Gorge to Upper Balkaria Gorge
Kostan-Tau and Dykh-Tau, viewed from the School Pass from the Bezengi Gorge to Upper Balkaria Gorge

My experience as a guide on Dykh-Tau can be called unique - at the moment, it includes 14 successful ascents and about 12 unsuccessful attempts. There is no one guide in Russia who would be so closely involved in guiding this rather difficult peak. And judging by the way how the route is changing, it is unlikely that anyone else will get to this.

On the ascent route to Dykh-Tau, the summit ridge
On the ascent route to Dykh-Tau, the summit ridge

Over my 12 years of working with Dykh-Tau, I have accumulated extended experience and understanding of all the details of the route. Gigabytes of priceless video and photo materials have been shot. In addition, I have access to information on the dynamics of changes in the condition of the Dykh Tau route over the past 12 years.

Aeriel view of the North Wall and North Ridge of Dykh-Tau
Aeriel view of the North Wall and North Ridge of Dykh-Tau

Over these 12 years, my clients on Dykh-Tau have been Russians, English, Japanese, Norwegians, Chileans, French, Swedish and Canadians. I had an unique experience of climbing Dykh-Tau with a deaf Japanese person... and with a 74-year-old Canadian.


On the summit of Dykh-Tau with a Japanese climbing team
On the summit of Dykh-Tau with a Japanese climbing team

After witnessing several major collapses of the ice serac hanging on the right side above the 2/3 of the ascent route to the Misses-Tau-Dykh-Tau saddle, I made the decision not to use this route anymore and developed my own alternative ascent variant. This information was passed on to the chief of the Bezengi alpine base camp - that the standard ascent route to the Northern Ridge of Dykh-Tau specified in the guidebook description no longer meets safety standards.


Large ice avalanche caused by the collapsed serac on the ascent route to Dykh-Tau
Large ice avalanche caused by the collapsed serac on the ascent route to Dykh-Tau

This important and relevant information turned out to be unnecessary - neither after this, nor for the next three years I did not receive any requests for consultation on climbing Dykh-Tau.


On the summit of Dykh Tau with Canadian climber
On the summit of Dykh Tau with Canadian climber

In the 2022 season, I did two unsuccessful attempts to climb Dykh Tau. However, it cannot be called a failure if a group safely descends from the route in case of impossibility to reach the summit or when the objective risk is too high - there is no failure or any unsuccess in that.

Mountaineering is a strategy and tactics, and the more experience a mountaineer has, the less extreme his activity becomes.

Sunset view of Dykh Tau from the Russian Bivouac 3600 m
Sunset view of Dykh Tau from the Russian Bivouac 3600 m

As an honest professional mountain guide, I am not allowed to take actions associated with reckless risk or hide from my clients any route factors that threaten their lives and health.

Due to abnormal heat of the last two seasons 2021-22 (the average temperature is increasing annually by 1.2-1.5°C in all the southern regions of Russia), the Dykh Tau climbing tactics have changed, and the probability of a safe successful climb has significantly decreased.

VZSPS bivouac 4800m on the ascent route to Dykh Tau
VZSPS bivouac 4800m on the ascent route to Dykh Tau

Much more attention must be paid to the speed and timing of the climb, taking into account the extremely high risk of rockfall, ice avalanches, and snow cornice collapse. However, that applies not only to Dykh Tau but to all climbing routes in Bezengi.

As for the condition of the Dykh Tau route to the end of the summer season 2022 it cam be said that all the snow on the steep section of the Misses Tau-Dykh Col has melted, and rocks fall in a wide range at any time of the day or night.

Panorama of the most problematic section of the Dykh Tau route - climbing the pass between Misses Tau and Dykh Tau, condition as of September 2022
Panorama of the most problematic section of the Dykh Tau route - climbing the pass between Misses Tau and Dykh Tau, condition as of September 2022

In addition, as mentioned above, several times, I have witnessed icefall of varying intensity from the right glacier, hanging from the base of the Northern Ridge. These icefalls threaten to about two-thirds of the ascent route and pose a critical danger to climbers ascending or descending by this section. If I were the Russian Emergency Service, I would be concerned with closing this section of the route for the climbs.

Climbing Dykh Tau in August 2019 - the condition of the route was normal, the ascent to the saddle was not as dangerous due to snow cover
Climbing Dykh Tau in August 2019 - the condition of the route was normal, the ascent to the saddle was not as dangerous due to snow cover

In addition to the natural dangers of the route, some new problems arose in the last season - mostly anthropogenic ones - caused by uncoordinated climbing of tactically unprepared groups.

The thing is, that the Dykh Tau route is not capable of safely accommodating more than one group of climbers at a time. There are too many cross risks, and there is very little space for overnight stays and maneuvers on the long North Ridge. In the lower part, on the way to the Russian Bivouac 3600 m, the simultaneous presence of more than one group creates very high (inevitable) risks of rockfall.

Panorama of the Bezengi glacier and Bezengi Wall from the summit of Dykh Tau
Panorama of the Bezengi glacier and Bezengi Wall from the summit of Dykh Tau

Until recently, mount Dykh Tau, due to its difficulty, was outside of the interests of the mass audience of the Bezengi camp. The attention and qualifications of these people did not go beyond climbing in the Uku gorge and easy hikes to the Barankosh camping site.

An unexpected goat visit
An unexpected goat visit

In the last two years all got changed. As long as Yuri Ivanovich Saratov was the head of the rescue team in the camp, the traffic of the climbing groups on the technical routes of the Bezengi area was strictly controlled. There were no people without sufficient qualification on the Dykh Tau route. After the pandemic, the situation began to change.

A new type of danger appeared on Dykh Tau - randomly wandering groups of people who have no idea about the route as a whole or in parts.


Climbing the steep snow slope in the base of the North Ridge of Dykh Tau
Climbing the steep snow slope in the base of the North Ridge of Dykh Tau

Twice during our ascents to Dykh Tau in the season 2022, we witnessed groups reaching the Russian Bivouacs without any idea of the correct ascent route, creating danger for themselves and for those who happened to be below them. I suggest that groups either receive advice from incompetent "specialists" or were given permission to climb the route without any consultation at all.

Sunrise in the VZSPS bivouac 4800m, starting Dykh Tau Summit attack
Sunrise in the VZSPS bivouac 4800m, starting Dykh Tau Summit attack

At the same time, GPS coordinates of the route, a track, video, and textual description of the ascent of Dykh Tau are available on the Internet or upon request to anyone interested.

We also saw a group of climbers ascending the North Ridge by the most unsuccessful and dangerous ascent line, which, unfortunately, is recommended as the “correct” Dykh Tau route in the guidebook on Bezengi. This description has no connection to the optimal route line and obviously was compiled by a person who had no even a remote idea of climbing Dykh Tau.

Traversing the steep ice patch right below the Summit of Dykh Tau
Traversing the steep ice patch right below the Summit of Dykh Tau

In the summer of 2022, I registered both of my attempts to climb Dykh-Tau with the Russian Emergency Service (MCHS). However, from them I did not receive any information about presence of other groups on the route and the additional dangers associated with this. Either these groups climbed without registration, or they registered only at the Bezengi camp, from where the information was not transmitted to the official rescue service. In theory, information about groups should always be transmitted to the Rescue Service. Unfortunately, this system does not work.

The North Ridge of Dykh-Tau - classic climbing route
The North Ridge of Dykh-Tau - classic climbing route

In addition to the physical risks, the Bezengi mess brought some of its peculiarities to Dykh-Tau route. For the first time on a difficult climbing route, I encountered theft.

If someone had told me about this 10 years ago, I would have just laughed. There are no "random people" on the difficult routes in the mountains. Everyone knows each other and helps if necessary. Alas, this naive delusion is a thing of the past.

The bad weather caught us at the Russian Bivouac 3600m
The bad weather caught us at the Russian Bivouac 3600m

In the last season, my stash at the Russian Bivouac was stolen, and all the equipment and provisions left for at least a couple of ascents got disappeared. Only an empty container remained, which the climbers declared to be the communal property and filled it with trash and leftovers. I never thought that climbers would steal from each other. However, in our time, it is tiring to be surprised by "the new moral norms." This is not the only case of theft on the routes in Bezengi in the last year.

Camp 4800 - VCSPS bivouac - a place for just one small tent
Camp 4800 - VCSPS bivouac - a place for just one small tent

I apologize for the fact that the text turned out to be not very positive. But we can share only what we have. I hope that you will enjoy the photos at least.

North Ridge Dykh Tau, ascent to the camp 4800 from the saddle of Misses Tau - Dykh Tau
North Ridge Dykh Tau, ascent to the camp 4800 from the saddle of Misses Tau - Dykh Tau

Yes, I would like to see Dykh-Tau to become a popular and safe mountain for both international and Russian climbers. After all, it is the second highest peak in the Caucasus and an absolute classic of mountaineering. It is a gem of the Caucasus mountains and just a very beautiful mountain.

View of Dykh-Tau and all the North Range (Koshtan Tau - Dykh Tau) from the top of KBR Peak (Kabardino-Balkarian Republic)
View of Dykh-Tau and all the North Range (Koshtan Tau - Dykh Tau) from the top of KBR Peak (Kabardino-Balkarian Republic)

Yes, I would like being in Bezengi to be like in the mountains of Europe. When the difficult mountains are provided with infrastructure on the routes, effective work of rescue services, accessible information support, and professional consultations.

View of Dykh Tau from the Camp 4300 m, ascent of Mount Gestola from Svaneti
View of Dykh Tau from the Camp 4300 m, ascent of Mount Gestola from Svaneti

I would like if Dykh Tau route would have safe and comfortable mountaineering shelters, like those on Eiger or Matterhorn. Actually, like on any even minor alpine peak. Not for someone to make money on that or to steal millions on the construction, but for the climbing people to feel comfortable and safe. And that those who climb could feel proud of their country.

Dykh Tau, West Side, view from Bezengi Wall
Dykh Tau, West Side, view from Bezengi Wall

I love Caucasus mountains very much, and most of my life is connected with climbing and traveling in these mountains. Unfortunately, circumstances have made it easier and safer to work thousands of kilometers away from the familiar and beloved peaks.

My favorite handstand on the summit of Dykh Tau
My favorite handstand on the summit of Dykh Tau

BTW - The ritual of handstand on mountain peaks has a special meaning for me – here you can find explanation of this.

Well, experience is needed where it is really in demand. In the 2023 season, I decided to move all my technical climbs to South America. In August and September, instead of Shkhara, Gestola, Tetnuldi, Dykh Tau and Ushba, we will climb Alpamayo, Huascaran, Fitz Roy, Aconcagua, and Ojos del Salado.

Text and photos by Alex Trubachev

Your professional mountain guide in Caucasus

MCS EDIT 2023

Our Principles

AlexClimb Rule #1 - Safety First

From the very beginning of our activity, here nearly 16 years, the first Principle of work of School of mountaineering and rock-climbing of MCS AlexClimb is the Safety Priority. On the basis of this Principle all process of training is based, all programs and rounds are developed and carried out only within this main principle. We consider that at professional approach to development of programs, at personal discipline and correctly put motivation - occupations by mountaineering and rock-climbing are COMPLETELY safe. And from the return - all troubles and accidents in our sport come from nonprofessionalism, from ignorance or neglect by elementary standards of safety, from irrational motivation, from revaluation of own forces and opportunities. All these prerequisites we COMPLETELY EXCLUDE in our work - ours Rock-climbing, Ice climbing and Mountaineering are based on one Principle - the Safety Priority. In rock-climbing, mountaineering and ice climbing, the Priority of Safety of MCS AlexClimb-is your personal security and comfort irrespective of, than we are engaged - we train muscles and we work technology of the movement in the sports hall and on the rock climbing wall, we make the way through snowstorm to top or we relax on golden sand of the Caribbean beach after hot day of trainings on rocks. The Safety priority - the main credo of School of mountaineering and rock-climbing of MCS AlexClimb.

AlexClimb Rule #2 - Leave No Trace

Closely interacting with Nature, working with the active programs in mountains, woods, lakes and rivers, we perfectly understand the importance of carefull and respectfull bahavior towards the Nature, for its resources. From the very beginning of our outdoor-activity we adopted rules of  Leave No Trace technique - the standard of behavior of the person accepted in all the civilized world in relation to environment and especially - to the wild nature. After all on the relation of people to the nature near which they exist, itself can draw dalekoidushchy conclusions on the relation of these people to... Where and as we didn't travel - we don't reserve any garbage, we try to reduce whenever possible our influence on environment to a minimum. We clear earlier zagryazyonny tourist parking of the left garbage, we take out and we take out to utilization places that to us other people left there. We consider that only thus, at personal individual consciousness of each citizen, each tourist, climber or autotraveller, we will be able to keep the nature surrounding us in its state, natural, suitable for life, - in it pledge of the healthy future for ourselves and our children.

AlexClimb Rule #3 - Sober Concious

The position of AlexClimb Mountain and rockclimbing School regarding healthy lifestyle is quite clear - we consider that only sober consciousness is capable to fill sincere emotions,  to sympathize, to enjoy life in all its variety. Bright various enjoyable life is possible only on condition of keeping the absolute sobriety and purity of consciousness. Any way of obscuring our perception of reality is intended to do harm to our consciousness and bring harm to our physical health, to replace the true values by false ones, to destroy us physically - to turn us into flabby, weak, senseless, gray herd with empty hazy eyes. We don't force anybody to our point of view, everyone has a God's gift of making his own choice and to destroy himself if that is what he wants... But in AlexCilimb Mountain Climbing School we accept quite certain and very simple set of rules: neither alcohol, nor drugs.
X

Оферта

Школа альпинизма и скалолазания

 или 
все мероприятия
+54 9341 5326347 (whatsapp)
+44 7727 445099 (whatsapp)
 info@alexclimb.com

О школе

Дых Тау и Безенги 2023

Восхождения на Дых Тау в Безенги

Читать в Телеграм

Программа восхождения на Дых Тау

Что с восхождениями на Дых Тау и программами в Безенги в сезоне 2023?

Вершина Дых Тау - в переводе с Балкарского означает Уголёк. На рассвете Дых Тау первой загорается в лучах восходящего солнца
Вершина Дых Тау - в переводе с Балкарского означает Уголёк. На рассвете Дых Тау первой загорается в лучах восходящего солнца

За последние несколько лет, тенденция повышения средней годовой температуры воздуха сильно затронула Кавказ и южные регионы России. Эта аномалия повсеместно серьёзно увеличила риски природных катаклизмов – селей, наводнений. Критически (из-за специфики маршрутов, особенно это касается Безенгийского ущелья) увеличилась вероятность камнепадов и ледовых обвалов.

Северный Массив - слева Коштан Тау, справа - Дых Тау
Северный Массив - слева Коштан Тау, справа - Дых Тау

Климатические изменения сильно затронули Кавказ. Состояние альпинистских маршрутов стремительно ухудшается, как с Южной, так и с Северной сторон Главного Кавказского хребта. Описания альпинистских маршрутов даже 5-10 летней давности становятся не актуальными, требуют серьёзного уточнения и мониторинга.

Массив Дых Тау в предрассветных сумерках
Массив Дых Тау в предрассветных сумерках

Стоит ли говорить о старых советских маршрутах, описания которых уже 20-30 лет не имеют ничего общего с реальным состоянием рельефа? Основной части этих маршрутов просто больше не существуют. Состояние оставшихся маршрутов требует непрерывного наблюдения и физического закрытия в случае несоответствия нормам безопасности – к сожалению, эту работу просто некому выполнять.

Дых Тау и Коштан со стороны Грузии, вид с Казбека
Дых Тау и Коштан со стороны Грузии, вид с Казбека

Всё это в полной мере касается ущелья Безенги и вершины Дых Тау. При всей своей привлекательности, сложности и исторической ценности маршрутов, риски восхождения на эту гору с каждым годом растут. Кроме того, появляются новые, осложняющие факторы.

Коштан Тау и Дых Туа, вид с перевала Школьный из ущелья Безенги в Верхнюю Балкарию
Коштан Тау и Дых Туа, вид с перевала Школьный из ущелья Безенги в Верхнюю Балкарию

Мой опыт работы гидом на Дых Тау можно назвать уникальным – на данный момент это 14 успешных восхождений и около 12 неудачных попыток. Нет ни одного гида в России, который бы так плотно занимался этой, довольно сложной вершиной. А судя по тому, как меняется маршрут – вряд ли ещё будет….

На маршруте восхождения на Дых Тау, вершинный гребень
На маршруте восхождения на Дых Тау, вершинный гребень

За 12 лет работы с Дых Тау, мною накоплен колоссальный опыт, понимание всех деталей маршрута. Отсняты гигабайты подробнейших видео и фото материалов. Кроме этого, мне доступна информация по динамике изменения состояния маршрута на Дых Тау за последние 12 лет.

Вид с воздуха на Северную Стену и Северный Гребень Дых Тау
Вид с воздуха на Северную Стену и Северный Гребень Дых Тау

За эти 12 лет, моими клиентам на Дых Тау были россияне, англичане, японцы, норвежцы, чилийцы, французы, канадцы. Был даже уникальный опыт восхождения на Дых Тау с глухонемым японцем… И с 74 летним канадцем.

На вершине Дых Тау с японской командой альпинистов
На вершине Дых Тау с японской командой альпинистов

После того, как я стал свидетелем нескольких крупных обвалов ледового серака, нависающего справа над 2/3 маршрута подъёма на седловину Миссес Тау – Дых Тау, я принял решение более не использовать данный вариант маршрута и разработал альтернативный путь подъёма. Данная информация была передана руководителю альплагеря Безенги - что стандартный, указанный в описании маршрут подъёма на Северный Гребень Дых Тау более не соответствует нормам безопасности.

Крупный ледовый обвал ледового серака по маршруту подъёма на Дых Тау
Крупный ледовый обвал ледового серака по маршруту подъёма на Дых Тау

Эта важнейшая и актуальная информация оказалась не востребована – ни после этого, ни за последующие три года я не получил ни одного запроса на консультацию по восхождению на Дых Тау.

На вершине Дых Тау с альпинистом из Канады
На вершине Дых Тау с альпинистом из Канады

В сезоне 2022 я совершил две неудачные попытки восхождения на Дых Тау. Впрочем, нельзя назвать неудачей безопасный спуск группы с маршрута, в случае невозможности подъёма на вершину или слишком высокого объективного риска – никакой неудачи в этом нет.

Альпинизм — это стратегия и тактика, чем больше у альпиниста опыта, тем меньше остаётся экстрима в его занятии альпинизмом.

Массив Дых Тау на закате - вид с бивуака Русские Ночёвки
Массив Дых Тау на закате - вид с бивуака Русские Ночёвки

Как добросовестный профессиональный гид я не имею права совершать действия, связанные с необдуманным риском или скрывать от клиентов факторы маршрута, угрожающие жизни и здоровью.

Из-за аномальной жары последних двух сезонов (средняя температура растёт на 1.2° -1.5°С ежегодно во всех южных регионах России), изменилась тактика восхождения на Дых Тау, существенно уменьшилась вероятность безопасного успешного восхождения.

Ночёвки ВЦСПС 4800м на маршруте восхождения на Дых Тау
Ночёвки ВЦСПС 4800м на маршруте восхождения на Дых Тау

Гораздо больше внимания приходится уделять скорости и таймингу восхождения, принимая в расчёт крайне высокий риск камнепадов, ледовых обвалов и обрушения снежных карнизов. Впрочем, в Безенги это касается не только Дых Тау, но и всех без исключения маршрутов.

На Дыхе, по состоянию на конец лета 2022, полностью растаял снег на крутом участке перемычки Миссес Тау – Дых Тау, камни падают широким веером независимо от времени суток.

Панорама наиболее проблемного участка маршрута на Дых Тау - выход на перемычку Миссес Тау - Дых Тау, состояние сентябрь 2022
Панорама наиболее проблемного участка маршрута на Дых Тау - выход на перемычку Миссес Тау - Дых Тау, состояние сентябрь 2022

Кроме того, как упоминалось выше, несколько раз я наблюдал обвалы различной интенсивности с правого ледника, свисающего с основания Северного Гребня. Эти обвалы пробивают примерно две трети маршрута подъёма и представляют критическую опасность для альпинистов, поднимающихся или спускающихся по этому участку. На месте МЧС я бы озаботился закрытием этого участка маршрута для восхождений.

Восхождение на Дых Тау в августе 2019 - состояние маршрута нормальное, подъём на седловину закрыт снегом
Восхождение на Дых Тау в августе 2019 - состояние маршрута нормальное, подъём на седловину закрыт снегом

Помимо природных опасностей маршрута на Дых Тау, в прошлом сезоне появилась новая проблема – антропогенная - несогласованное хождение тактически неподготовленных групп.

Дело в том, что маршрут на Дых Тау не способен безопасно пропускать более 1 группы альпинистов одновременно. Возникает слишком много перекрёстных рисков, для ночёвок и манёвров на длинном Северном Гребне очень мало места. В нижней части, на подходе на Русские Ночёвки, одновременное нахождение более одной группы создаёт очень высокие (неизбежные) риски камнепада.

Панорама Безенгийской стены с вершины Дых Тау
Панорама Безенгийской стены с вершины Дых Тау

До последнего времени, вершина Дых Тау, из-за своей сложности, находилась за пределами интересов массовой аудитории альплагеря Безенги, внимание и квалификация которой не выходила за пределы ущелья Укю и прогулок на Баранкош.

Неожиданный визит тура
Неожиданный визит тура

До тех пор, пока в лагере на должности начальника спасательного отряда был Юрий Иванович Саратов, выпуск на технические маршруты района Безенги контролировался довольно строго, лишней публики на маршруте на Дых Тау не было. После пандемии ситуация стала меняться.

На Дых Тау появился новый вид опасности – рандомно бродящие группы людей, не имеющих представления о маршруте как в целом, так и по частям.

Снежный взлёт в основании Северного Гребня Дых Тау
Снежный взлёт в основании Северного Гребня Дых Тау

Дважды во время восхождения на Дых, мы стали свидетелями того, как группы выходили на Русские ночёвки, не имея представления о корректном маршруте подъёма, создавая опасность как для себя самих, так и для тех, кто случайно оказывался под ними. Из этого можно сделать вывод о том, что группы получают консультации либо у некомпетентных «специалистов», либо выпускаются на маршрут без консультации вообще.

Восход солнца в лагере 4800 на Дых Тау
Восход солнца в лагере 4800 на Дых Тау

При этом, gps координаты маршрута, трек, видео и текстовое описание подъёма на Дых Тау доступны для всех желающих в интернете или по запросу.

Так же видели группу восходителей, которая поднималась на Северный гребень по самой неудачной и опасной линии подъёма. Которая, к сожалению, рекомендована как маршрут на Дых Тау в книжке «Риска» (гайд бук по Безенги). Это описание не имеет никакой связи с оптимальной линией маршрута и составлялось человеком, не имеющем даже отдалённого представления о восхождении на Дых Тау.

Преодоление крутого ледового участка при восхождении на Дых Тау
Преодоление крутого ледового участка при восхождении на Дых Тау

Летом 2022 я регистрировал в МЧС обе мои попытки восхождений на Дых. Однако, никакой информации о наличии других групп на маршруте и связанных с этим дополнительных опасностях я не получил. Либо эти группы ходили без регистрации, либо регистрировались исключительно в лагере Безенги, откуда информация не передавалась в официальную спасательною службу. В теории, информация о группах должна передаваться в МЧС. К сожалению, эта система не работает.

Основание Северного Гребня Дых Тау - классический маршрут восхождения
Основание Северного Гребня Дых Тау - классический маршрут восхождения

Помимо дополнительных физических рисков, безенгийской бардак принёс на Дых ещё некоторое свои особенности. Впервые на сложном альпинистском маршруте я столкнулся с воровством – сказали бы мне об этом 10 лет назад, я бы просто рассмеялся. На сложных маршрутах не бывает «случайных людей». Все друг друга знают и помогают в случае необходимости. Увы. Это наивное заблуждение осталось в прошлом.

Непогода застала на Русских Ночёвках 3600м
Непогода застала на Русских Ночёвках 3600м

В прошлом сезоне была разграблена моя заброска на Русских Ночёвках, пропало всё снаряжение и продукты, оставленные минимум на пару восхождений. Остался пустой контейнер, которой «общественность» объявила достоянием народа и накидала туда мусора и объедков. Никогда не мог себе представить, что альпинисты будут воровать друг у друга. Впрочем, в наш век уже надоело удивляться «новым моральным нормам». Это не единственный случай воровства на маршрутах в Безенги в прошлом году.

Лагерь 4800 - ночёвки ВЦСПС - место всего под одну небольшую палатку
Лагерь 4800 - ночёвки ВЦСПС - место всего под одну небольшую палатку

Простите за то, что текст получился совсем не позитивным. Но что имеем – тем и делимся. Надеюсь, хотя бы от фотографий вы получите удовольствие.

Северный Гребень Дых Тау, подъём к лагерю 4800 с седловины Миссес Тау - Дых Тау
Северный Гребень Дых Тау, подъём к лагерю 4800 с седловины Миссес Тау - Дых Тау

Да, мне бы хотелось видеть Дых Тау популярной и безопасной для альпинистов вершиной. Всё-таки – вторая по высоте вершина Кавказа, абсолютная классика альпинизма. Жемчужина кавказских гор и просто гора – красавица.

Вид на Дых Тау и Северный Массив с вершины КБР
Вид на Дых Тау и Северный Массив с вершины КБР

Да, мне бы хотелось, чтобы в Безенги было как в Европе. Когда сложные восхождения обеспечены инфраструктурой на маршруте, чёткой работой спасательных служб, доступной информационной поддержкой и профессиональными консультациями.

Вид на Дых Тау из лагеря 4300, восхождение на Гестола из Сванетии
Вид на Дых Тау из лагеря 4300, восхождение на Гестола из Сванетии

Мне бы хотелось, чтобы на Дых Тау были безопасные и удобные альпинистские приюты – как на Эйгере или на Маттерхорне... Да что там говорить... Как на любой, даже незначительной альпийской вершине. Не для того, чтобы кто-то на этом заработал или украл миллион. А для того, чтобы людям было комфортно и безопасно. И для того, чтобы, поднимаясь к вершине, можно было бы испытывать гордость за свою страну.

Дых Тау, Западная сторона, вид с Безенгийской Стены
Дых Тау, Западная сторона, вид с Безенгийской Стены

Я очень люблю Кавказ, большая часть моей жизни связана с восхождениями и путешествиями в этих горах. Увы, но обстоятельства складываются так, что проще и безопаснее становится работать за тысячи километров от родных и близких вершин.

Стоечка на вершине Дых Тау.
Стоечка на вершине Дых Тау. Ритуал стойки на руках на вершинах имеет для меня особенное значение - в канале есть даже пост об этом действе

Ну что ж, опыт нужен там, где он по-настоящему востребован. В сезоне 2023 я принял решение перенести все технические восхождения в Южную Америку. В августе и сентябре, вместо Шхары, Гестолы, Тетнульда, Дых Тау и Ушбы нас ждут Альпамайо, Уаскаран, Фицрой, Аконкагуа и Охос дель Саладо.

Автор текста и фотографий Алексей Трубачёв

Ваш профессиональный горный гид в горах Кавказа

MCS EDIT 2023

Наши принципы

Правило AlexClimb #1 - Приоритет Безопасности

С самого начала нашей деятельности, вот уже почти 16 лет, первым Принципом работы Школы альпинизма и скалолазания MCS AlexClimb  является Приоритет Безопасности. На основе этого Принципа строится весь процесс обучения, все программы и туры разрабатываются и проводятся исключительно в рамках этого главного Принципа. Мы считаем, что при профессиональном подходе к разработке программ, при личной дисциплине и правильно поставленной мотивации - занятия альпинизмом и скалолазанием ПОЛНОСТЬЮ безопасны. И от обратного - все неприятности и аварии в нашем виде спорта происходят от непрофессионализма, от незнания либо пренебрежения элементарными нормами безопасности, от нерациональной мотивации, от переоценки собственных сил и возможностей. Все эти предпосылки мы ПОЛНОСТЬЮ ИСКЛЮЧАЕМ в нашей работе - наши Скалолазание, Ледолазание и Альпинизм основаны на одном Принципе - Приоритете Безопасности. В скалолазании, альпинизме и ледолазании, Приоритет Безопасности MCS AlexClimb- это Ваша личная безопасность и комфорт, независимо от того, чем мы занимаемся - тренируем мышцы и отрабатываем технику движения в спортзале и на скалодроме, пробиваемся сквозь пургу к вершине или расслабляемся на золотистом песке Карибского пляжа после жаркого дня тренировок на скалах. Приоритет Безопасности - основное кредо Школы альпинизма и скалолазания MCS AlexClimb. 

Правило AlexClimb #2 - Не Оставляй Следов

Вплотную взаимодействуя с природой, проводя активные программы в горах, лесах, на реках и озёрах, мы прекрасно понимаем важность береженого и уважительного отношения к природе, к её ресурсам. С самого начала нашей outdoor-деятельности мы взяли на вооружение технику Leave No Trace - принятую во всём цивилизованном мире норму поведения человека по отношению к окружающей среде и особенно - к дикой природе. Ведь по отношению людей к природе, рядом с которой они существуют, можно сделать далекоидущие выводы об отношении этих людей к самим себе... Где бы и как мы не путешествовали - мы не оставляем за собой никакого мусора, стараемся по возможности сократить наше влияние на окружающую среду до минимума. Мы очищаем ранее загрязённые туристические стоянки от оставленного мусора, выносим и вывозим к местам утилизации то, что до нас там оставили другие люди. Мы считаем, что только таким образом, при личной индивидуальной сознательности каждого гражданина, каждого туриста, альпиниста или автопутешественника, мы сможем сохранить окружающую нас природу в её естественном, пригодном для жизни состоянии - в этом залог здорового будущего для нас самих и наших детей.  

Правило AlexClimb #3 - Трезвое сознание

Позиция Школы альпинизма и скалолазания MCS AlexClimb отностительно здорового образа жизни понятна - мы считаем, что только трезвое сознание способно искренне переживать и сочувствовать, наслаждаться жизнью во всём её многообразии. Яркая и полноценная жизнь возможна только при условии соблюдения абсолютной трезвости и чистоты сознания. Любые препараты, затуманивающие наше восприятие действительности, предназначены для того, чтобы нанести вред нашему сознанию и физическому здоровью, подменить истинные ценности ложными, уничтожить нас как людей - превратить в дряблое, бессильное, бессмыссленное, серое стадо с мутными глазами. Мы не навязываем никому свою точку зрения, у каждого есть возможность совершить свой собственный выбор. Но внутри нашей Школы мы негласно принимаем вполне определённый, очень простой набор правил: ни алкоголя, ни наркотиков.
X

Оферта